Как поднять самооценку? 16 советов от психолога

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Процессы.

Содержание
  1. Что такое самооценка
  2. В чем опасность низкой самооценки
  3. Определение Я-концепции
  4. Конгруэнтность и неконгруэнтность
  5. Функции самооценки
  6. Структура самооценки
  7. Виды самооценки личности в психологии
  8. Адекватная самооценка
  9. Неадекватная самооценка
  10. Смешанная самооценка
  11. Уровни самооценки
  12. Заниженная
  13. Низкая
  14. Нормальная
  15. Высокая, завышенная
  16. Краткая характеристика уровней
  17. Признаки низкой самооценки
  18. Откуда берется низкая самооценка
  19. Признаки здоровой самооценки
  20. Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
  21. Процесс формирования самооценки
  22. Детская
  23. Дошкольники
  24. Средняя школа
  25. Средняя школа
  26. Средняя школа
  27. Мужская
  28. Женская
  29. Что влияет на формирование самооценки
  30. Социальные факторы
  31. Личностные факторы
  32. Уровень притязаний
  33. Диагностика
  34. Дембо-Рубинштейн
  35. Шкала Занга
  36. Листы самооценки
  37. Какие тесты можно использовать для определения самооценки детей
  38. 16 советов от психолога – Как достичь высокой самооценки
  39. Определи первопричину
  40. Посмотри, что видят в тебе другие
  41. Больше старайся
  42. Делай то, что удовлетворяет тебя
  43. Будь верен себе
  44. Прими себя
  45. Прокачивай все сферы жизни
  46. Ставь цели и достигай их
  47. Становись самостоятельным
  48. Работай над своими недостатками
  49. Медитируй
  50. Выходи из зоны комфорта
  51. Поработай над имиджем
  52. Учись мыслить позитивно
  53. Поменяй отношение к неудачам
  54. Избавься от перфекционизма
  55. Как повысить самооценку ребенку
  56. Проверить, не созданы ли завышенные условия
  57. Мнение ровесников
  58. Хвалите
  59. Преодолевайте трудности
  60. Самооценка у детей с ограниченными возможностями
  61. 3 книги, чтобы прокачать свою самооценку

Что такое самооценка

В психологии существуют различные определения самооценки. Например, Роберт Бернс включает ее в свою “Я-концепцию” и трактует ее как сумму всех Я-концепций человека. У. Джеймс относит его к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С.Л. Рубинштейн считал, что она является ядром самосознания и показателем уровня развития каждого человека и одним из главных условий становления индивида как личности.

Обобщая работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

Это необходимо для самоопределения. Уместная или неуместная, она может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворенности жизнью.

В чем опасность низкой самооценки

Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Низкая самооценка не позволяет человеку быть счастливым. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив. Отношения в обществе для такого человека не складываются. Как правило, работа мечты навсегда остается мечтой, потому что неуверенность в себе не дает шанса на существование. И это самые незначительные причины для исправления низкой самооценки. Склонность к депрессии и аутоагрессии в зрелом возрасте также являются результатом неадекватной самооценки.

Женщина показывает жестом руками на себя
Низкая самооценка у человека может просто-напросто разрушишь ему жизнь

Определение Я-концепции

Я-концепция – это устойчивое представление человека о себе, образ себя. Обычно его рассматривают как индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик – мысленную картину того, кто вы есть как личность. Например, убеждения “Я хороший друг” или “Я хороший человек” являются частью общей Я-концепции.

Я-концепции более гибкие, когда люди моложе и все еще проходят через процесс самопознания и формирования идентичности. С возрастом люди начинают лучше понимать, кто они такие и что для них важно, и Я-концепция становится более детальной и структурированной.

Исходя из того, что выделили различные психологи, можно понять, что является важным в самооценке человека. И многие из этих установок можно увидеть в современных тестах на самооценку. Вы также можете найти тест для конкретной области, чтобы оценить именно это.

Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер, которые считаются крупными исследователями в области социальной психологии, человеческое “я” состоит из 3 частей:

  • Индивидуальное “я” состоит из атрибутов и черт личности, которые отличают нас от других людей. Примерами могут служить интроверсия или экстраверсия.
  • Относительное “я” определяется нашими отношениями со значимыми другими людьми. Например, братья и сестры, друзья, супруги определенных авторитетных лиц.
  • Коллективное “Я” отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. Например: школьный класс, русские, татары, рабочие, коммунисты, инженеры, поклонники рок-музыки, патриотическая среда, гей-среда.

Как и в случае со многими другими темами в психологии, многие теоретики предложили различные способы осмысления Я-концепции.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности, Я-концепция состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает в себя черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.

Психолог д-р Брюс А. Бракен, многолетний исследователь самооценки у взрослых и детей, в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:

  • Социальные: способность взаимодействовать с другими людьми
  • Компетентность: Способность удовлетворять основные потребности
  • Аффект: осознание эмоциональных состояний
  • Физические: восприятие внешности, здоровья, физического благополучия и внешнего вида.
  • Академический: успехи или неудачи в школе
  • Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.

Гуманистический психолог Карл Роджерс, давно интересовавшийся вопросами самореализации, развития человека и самопонимания, считал, что все, что необходимо для роста и развития природного потенциала человека, – это создать подходящие условия. А сама самооценка состоит из трех частей:

  • Самооценка, или то, как вы воспринимаете себя. Самовосприятие, включая физические характеристики, черты характера и социальные роли. Это не обязательно совпадает с реальностью – некоторые люди могут завышать свою самооценку, а другие – видеть или преувеличивать недостатки и слабости.
  • Самооценка, или то, насколько вы цените себя. Это включает в себя то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. Когда мы реагируем позитивно, у нас больше шансов развить позитивную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам чего-то не хватает, это может негативно сказаться на нашей самооценке.
  • Идеальное “я”, или то, каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадает.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Наше представление о себе не всегда полностью соответствует реальности. Вернее, чаще, чем нет. Люди представляют себя совершенно по-разному. Карла Роджерс назвала степень соответствия самовосприятия человека реальности. Если он не конгруэнтен, то он инконгруэнтен. Например, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки могут говорить об обратном.

Роджерс утверждает, что корни инконгруэнтности уходят в детство. Когда родители обуславливают свою привязанность к детям (выражая любовь только тогда, когда дети “заслуживают” ее определенным поведением и соответствуют родительским ожиданиям), дети начинают искажать свои воспоминания о переживаниях, которые заставляют их чувствовать себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы верить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.

Женщина в розовой блузке задумчиво смотрит
Разные психологи по-разному рассматривают структуру самооценки

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцияСодержание
СтимулированиеМотивирует человека делать то, что может повысить самооценку.
ПредвкушениеБлокирует действия, которые могут повлиять на самооценку.
ПоложениеПозволяет человеку принимать задания и делать выбор при принятии решений.
ЭмоциональныйПозволяет человеку удовлетворять потребности и наслаждаться жизнью.
ЗащитаФормирует устойчивость личности.
КонтрольОбеспечивает самоконтроль при выполнении человеком задач, завершении деятельности.
РазработкаМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.
Функции самооценки

Структура самооценки

Психологи выделяют два компонента в структуре самооценки: когнитивный компонент и эмоциональный компонент:

  • Когнитивный компонент (от лат. cognition – знание) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, навыках, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и в значительной степени влияет на уровень самооценки. Как правило, неадекватная самооценка связана с неадекватным или несформированным самовосприятием.
  • Эмоциональный компонент – это отношение человека к самому себе и различным проявлениям его личности. Эмоции, которые мы испытываем по отношению к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь к себе или самоотрицание.

Различие между этими двумя компонентами чисто теоретическое, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о собственных качествах всегда эмоционально окрашены.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии различают три типа самооценки. Классификация производится на основе того, насколько самооценка человека соответствует объективным данным. Чем реалистичнее человек оценивает себя, тем лучше его отношения с людьми и тем больших успехов он добивается во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При таком типе самовосприятия самооценка человека совпадает с реальностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такой человек способен к самокритике и работе над ошибками. Устраняются недостатки и культивируются сильные качества.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка означает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Она может быть завышенной или заниженной, когда человек либо вообще не принимает себя, либо считает, что обладает качествами, которые на самом деле таковыми не являются. Недостаточная самооценка мешает общению и профессиональной деятельности.

Смешанная самооценка

В этом случае в разные периоды жизни человек относится к себе по-разному, иногда он проявляет больше уверенности в себе, а в другое время становится слабым и застенчивым.

Мы также можем говорить о смешанной самооценке, когда мы смотрим на себя реалистично с точки зрения одних качеств и неадекватно с точки зрения других. Например, мы уверены в своей профессии, но в личной жизни чувствуем, что недостойны подходящего партнера.

Грустное лицо девушки у забора
Виды самооценки зависят от того, как человек воспринимает себя в конкретном обществе

Уровни самооценки

Самые серьезные проблемы с самооценкой возникают в ее крайних степенях – когда она неадекватно высока или неадекватно низка. При отсутствии психологической терапии это приводит к социальной дезадаптации, профессиональным неудачам и неудачам в семейной жизни. Человек не реализуется ни в одной сфере, становится замкнутым, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

Заниженная

Человек с низкой самооценкой относится к себе без особой теплоты, не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Внешние проявления этого человека включают:

  • частая самокритика;
  • повторяющееся чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • страх сделать что-то не так.

В то же время объективные данные этого человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку он часто не реализуется.

Низкая

Самый нежелательный уровень самооценки, который не позволяет строить успешные отношения и добиваться результатов.

Человек с низкой самооценкой может проявлять себя следующим образом:

  • апологетика на месте и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянное оправдание своих слов и действий;
  • отсутствие инициативы из-за полного неверия в свои силы.

Когда самооценка низкая, всегда присутствует “комплекс обманщика”. Если человек успешен, если он сделал что-то хорошо, он скажет, что это случайность и в этом нет никакой заслуги.

Его речь полна таких фраз, как: “Я не уверен”, “Я не могу этого сделать, у меня ничего не получится”. Кстати, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Всем известны примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и развивают тяжелые патологии.

Нормальная

Нормальная самооценка личности – это большое счастье для человека! Люди полностью осознают свои сильные и слабые стороны, принимают как должное свои достоинства и грехи и стараются исправить последние. Человек уважает и любит себя.

Внешне это самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойно выражать свое мнение;
  • устойчивость к стрессу;
  • Способность к сублимации;
  • адекватное восприятие внешней критики;
  • реалистичные ожидания.

Человек с нормальной самооценкой живет легкой, мирной, гармоничной жизнью, у него много друзей и есть все возможности для успешной личной жизни. Существует небольшая вероятность психических и психосоматических заболеваний. Этот человек не чувствует себя виноватым, осознает свои ошибки, исправляет их и двигается дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценки одна и та же – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенная самооценка лучше для человека, чем заниженная, потому что она позволяет ему двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей мало, и часто они одиноки.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, нарциссизм;
  • нетерпимость к любой критике;
  • непоколебимая самоправедность;
  • обвинять других в своих неудачах;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если человек виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • Отсутствие желания и способности выслушать оппонента.

Такой человек в принципе не интересуется людьми. Они часто хвастаются, говорят о своих успехах и считают себя неоцененными. Человек считает, что весь мир должен вращаться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Человек в одиночестве сидит на стуле
Показатель самооценки отражает то, как человек себя чувствует и принимает

Краткая характеристика уровней

Основными чертами характера человека с адекватной самооценкой являются:

  • Реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
  • Критическая оценка собственных способностей;
  • Постановка целей, которые могут быть достигнуты;
  • Состояние гармонии;
  • Уверенность в себе и своих сильных сторонах;
  • Осознание своих талантов и способностей;
  • Благотворительность, но в то же время умение сказать “нет” в нужной ситуации;
  • Способность признавать и исправлять ошибки;
  • Самодисциплина;
  • Постоянное саморазвитие.

Такие люди, как правило, имеют стабильный профессиональный рост, хорошие отношения в семье, круг друзей и уважение окружающих.

На преувеличенном уровне (завышенная самооценка) можно заметить:

  • Непоколебимая уверенность в себе;
  • Навязывают свое мнение всем окружающим;
  • Бескомпромиссен в спорах, не умеет проигрывать;
  • Неспособность признавать ошибки;
  • Постоянная конкуренция с другими;
  • вину и ответственность за неудачи на других;
  • отрицание собственной неадекватности;
  • эгоизм.

Люди с таким характером могут достичь высот в карьере, но становятся боссами-депрессантами. В семейной жизни это деспотичные мужья и жены. Они редко заводят друзей. Их отталкивают другие.

Для низкой самооценки характерны:

  • постоянная самокритика;
  • неудовлетворенность собственным поведением, поступками, жизнью в целом;
  • отвращение к любой критике;
  • нерешительность;
  • страх перед ошибками;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • желая угодить всем;
  • неспособность сказать “нет”;
  • постоянное чувство вины, которое со временем становится невротическим;
  • пессимизм;
  • зависть к чужим достижениям и успехам;
  • склонность к сплетням и слухам.

Такие люди редко достигают профессиональных высот. Это инертные серые мыши, которые, тем не менее, неплохо справляются с рутинной работой. В семье это муж-хозяин, занятый детьми и домом, и покорные жены, во всем потакающие своим мужьям. Друзья, если и есть, то такие же, как они. Они не очень хорошо ладят с окружающими, так как часто являются изгоями общества.

Признаки низкой самооценки

Возможно, вам нужно поработать над своими чувствами, если у вас проявляются какие-либо из этих симптомов низкой самооценки:

  • Негативный взгляд на будущее
  • Негативный взгляд на жизнь
  • Вера в то, что другие лучше вас
  • Отсутствие доверия к другим людям, к обществу
  • Неспособность выразить свои потребности
  • Сосредоточение на собственных слабостях
  • Трудности с отказом (страх сказать “нет”)
  • Чрезмерное чувство стыда, депрессии или тревоги.
  • Трудности с принятием положительных комментариев о себе или своей работе
  • Сильный страх перед неудачей

Откуда берется низкая самооценка

Этот вопрос довольно сложен, поскольку включает в себя внешние воздействия на человека, каждое из которых может прямо или косвенно влиять на самооценку. Психологи утверждают, что одной из причин низкой самооценки является трудное детство. Если человек растет в атмосфере угнетения, критики и пренебрежения, то по мере взросления он может столкнуться с аналогичной проблемой. Так же как и наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, самооценка взрослого будет выше.

Другой причиной может быть событие, связанное с сильным травматическим опытом. Кто-то когда-то сказал что-то неприятное, и это повлияло на наше отношение к себе. Сюда также можно отнести опыт недостижения каких-либо целей. Серьезная неудача может сильно подорвать самооценку и желание попробовать еще раз. Культурный контекст, выраженный через рекламу, СМИ или искусство, играет важную роль в формировании самооценки. Оно устанавливает общепринятые стандарты красоты и успеха, без которых человек может чувствовать себя обделенным качествами, необходимыми для достижения своих целей.

Признаки здоровой самооценки

Вероятно, у вас хорошее представление о себе и здоровая самооценка, если у вас есть следующие признаки:

  • Иметь уверенность в себе и своих способностях
  • Уметь брать на себя ответственность и отвечать за результат
  • Избегайте зацикливаться на негативном прошлом опыте
  • Может сказать “нет
  • Иметь позитивный взгляд на вещи
  • Способны видеть свои сильные и слабые стороны и принимать их
  • Хорошо воспринимает критику
  • Негативный опыт не влияет на общую перспективу
  • Уметь выражать свои потребности и желания

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом обществе – они хотят, чтобы их заметили, советуют всем, командуют всеми и доминируют над всеми. Эти люди характеризуются следующими чертами:

  • они слишком высокого мнения о себе и своей значимости;
  • они не принимают критику и раздражаются из-за чужих мнений, которые не совпадают с их собственными;
  • они часто имеют комплекс превосходства, считая, что они правы во всем;
  • явно независимы и даже высокомерны;
  • отказываются от помощи и поддержки со стороны других людей;
  • обвиняют других людей или обстоятельства в своих неудачах и проблемах;
  • не замечают своих недостатков или выдают их за достоинства, например, упрямство за упорство, высокомерие за решительность;
  • часто демонстративны и любят показывать свое поведение;
  • склонны к эгоизму и пренебрежению к другим.

Существует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но здесь все зависит от уровня – люди, которые слишком высокого мнения о себе, могут быть очень неприятными.

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Она начинается с рождения и достигает своего апогея в дошкольном и школьном возрасте.

Есть основания полагать, что самооценка начинает формироваться еще во время пренатального развития. На него влияет то, желанный ребенок или нет, возлагают ли родители большие надежды на наследника, рассматривают ли они рождение ребенка как постоянное событие в своей жизни.

Самооценка формируется в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Первые люди, с которыми ребенок вступает в контакт, – это его родители, братья, сестры и другие родственники. Затем наступает очередь дошкольников и учителей. То, как окружающие воспринимают поведение и способности ребенка в первые пять лет жизни, влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Уважительное отношение родителей, оценка способностей ребенка, похвала и поддержка инициатив могут сделать самооценку ребенка высокой или низкой.

Если ребенка с детства приучают к мысли, что он ничего не может, что он все делает хуже своих сверстников, если ему не дают шанса на самостоятельность, воображение, инициативу – результатом будет неуверенный в себе, неуверенный неудачник с низкой самооценкой. Опытные преподаватели или талантливые тренеры и наставники в этом случае являются большим подспорьем.

В школьном возрасте можно корректировать и повышать самооценку, выявляя и стимулируя творческие, академические и спортивные способности. Если не хватает времени на формирование общей высокой самооценки, есть шанс сформировать частную самооценку, научиться оценивать себя выше в одной области.

Кучерявая девушка смотрит в зеркало в ванной
Самооценка проходит через несколько основных этапов развития и формирования

Детская

Дошкольники

Самооценка детей дошкольного возраста обычно несколько завышена, что не является патологией. Они все еще учатся жить в окружающем их мире, идеализируют мир и себя, пытаются быть похожими на взрослых. Никто не будет критиковать маленьких детей за их внешний вид. Их все принимают, одевают как кукол, ими восхищаются. Они могут получить замечание за свое поведение, но от людей, которым они доверяют. Несмотря на наказание, они знают, что их любят.

Однако стоит помнить, что в этом возрасте закладывается фундамент самооценки. Недооценка на этом этапе возникает у детей из бедных семей, если они не слышат слов восхищения в свой адрес или не видят красивой одежды. Даже если им удастся достичь определенных высот, они всегда будут сомневаться в себе.

Средняя школа

Самооценка ребенка в начальной школе претерпевает большие изменения. К мнению родителей о ребенке присоединяются учителя и одноклассники, и их отношение может быть разным. Планка постепенно снижается по мере того, как ребенок становится более дисциплинированным и социально адаптированным. Оказывается, что по сравнению с другими он не самый умный, не самый красивый и т.д. При правильной поддержке со стороны родителей проблем не будет. Если взрослые наказывают ребенка за каждую неудачу в школе, самооценка резко падает.

Средняя школа

Период с 5-го по 7-й класс проходит относительно спокойно. Всплеск гормонов, экзамены, влюбленности и другие испытания еще впереди, поэтому дети оценивают себя более или менее адекватно. Завышенная самооценка диагностируется у избалованных родителей, любимых учителей и неформальных лидеров класса. Низкая самооценка берет свое начало в детстве и начальной школе, делая детей мышами и изгоями.

Средняя школа

Статистика показывает, что около 50% учащихся средних школ не могут адекватно оценить себя. Причин тому много: половое созревание с его гормональными всплесками, безответная любовь, консультации по вопросам карьеры, приближающиеся экзамены, страхи перед будущей жизнью за стенами школы. Большинство подростков в возрасте от 13 до 17 лет нуждаются в помощи психолога.

Мужская

На формирование мужской самооценки в молодом возрасте влияет сочетание различных факторов: воспитание родителей, отношения с друзьями, успехи в школе, физическая внешность. Даже если есть проблема в одной из этих областей, мальчики тут же реализуют себя в чем-то другом.

Хороший пример: ребенок-вундеркинд с миниатюрным телосложением проваливается в гимнастике, но занимает первое место по математике. Или слабак, не успевающий в учебе, идет в спорт и добивается там результатов.

В зрелом возрасте самооценка мужчины в основном зависит от его карьеры, дохода и социального статуса. Статистика показывает, что 20% мужчин имеют низкую самооценку, 40% – высокую и 40% – адекватную.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием ее отца. Если он воспитывал ее как принцессу (в пределах разумного), у нее обычно не возникает проблем во взрослой жизни. Если он не справился или вообще не справился, то решающим фактором становится воспитание матери, а в подростковом возрасте сначала влияние подруг, а затем внимание мальчиков.

В зрелом возрасте самооценка женщины во многом зависит от ее внешности и признания мужчин. Даже железные леди, занимающие властные позиции, внутри себя чувствуют себя хрупкой девушкой, ждущей защиты и комплиментов от слабого пола.

Согласно статистике, 75% женщин имеют низкую самооценку, 10% – высокую и 15% – адекватную. Это можно объяснить их склонностью к самобичеванию, тщательным и не всегда оправданным вниманием к мельчайшим деталям и высокими ожиданиями от себя.

Хотя основы самооценки закладываются уже в детстве, ее развитие продолжается на протяжении всей жизни, поскольку она зависит от внешних факторов: прежде всего, от карьеры и социальной адаптации. В качестве примера можно привести всемирно известных знаменитостей, которых в детстве унижали сверстники или родители. Джулия Робертс, например, ненавидела себя за свой нецензурный язык, а Сильвестр Сталлоне – за паралич лицевого нерва. Теперь они успешны, любимы и довольны собой.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка формируется у человека с раннего детства.

  • Очень важно, как родители проявляют любовь к своему ребенку. Если любовь безусловна и не зависит от хорошего поведения, ребенок вырастет с нормальной или высокой самооценкой. Когда он/она поймет, что его/ее будут любить только за что-то (убрать игрушки, получить хорошую оценку, вынести мусор), тогда во взрослой жизни он/она будет верить, что его/ее нельзя любить просто так и что хорошее отношение нужно заслужить.
  • Важную роль играет отношение родителей к успехам и неудачам своего ребенка. Родительские оценочные суждения, такие как “Ты справишься”, играют положительную роль в развитии самооценки: “Ты можешь это сделать”, “Такой умный ребенок точно может это сделать”.

Соответственно, высказывания типа “Тебя не допросишься”, “Ты много понимаешь”, “Ну, ты как всегда выкрутился” на долгие годы закрепляют установку, что человек “плохой”, ни на что не годный, глупый, некомпетентный и т.д.

Самооценка может снизиться в зрелом возрасте. Например, человек пытается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, но карьерного роста не происходит. Человек начинает сомневаться в своих силах. Если изначально самооценка была нормальной, то причина неудачи будет найдена. Низкая самооценка может упасть еще ниже.

Женщины часто намеренно обесцениваются мужчинами, с которыми у них близкие отношения. Скомпрометированный партнер намеренно унижает свою жену или подругу, чтобы навязать ей свою волю. Женщина смущается и спрашивает, что с ней не так. Если родители привили ей самоуважение и любовь к себе, девушка порвет с токсичным партнером, если нет, она будет страдать и доказывать свою состоятельность неподходящему мужчине.

Две маленкьие девочки играют с мягкими игрушками
Многие факторы влияют на формирование самооценки человека

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, когда ребенок осознает свое “я” и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Однако в дошкольном и школьном возрасте дети еще не способны к адекватному анализу собственных качеств и поведения, поэтому сфера суждений формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как в V. Маяковский: “Маленький сын пришел к своему отцу, и маленький сын спросил: “Что такое хорошо? А что такое плохо?”

Таким образом, именно неадекватные действия взрослых создают неадекватную самооценку. Вот некоторые из них:

  • Несправедливое или чрезмерное наказание;
  • Неоправданная или чрезмерная похвала;
  • Постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать слабость, несовершенство и непослушание;
  • Быть “королем” в семье или любимчиком в школе;
  • Выделение и акцентирование внимания на неудачах и ошибках ребенка.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение более полезны, а постоянные выговоры и наказания вредны. Тот факт, что негативные эмоции переживаются сильнее, чем позитивные. А неприятные чувства дольше хранятся в нашей памяти и сильнее влияют на наше поведение. Таков путь эволюции.

Даже в зрелом возрасте мнение других людей оказывает огромное влияние на то, что мы думаем о себе, особенно если речь идет о значимых людях, мнение которых важно для нас.

Личностные факторы

На формирование самооценки могут влиять индивидуальные характеристики, особенности эмоций, темперамента и характера человека.

Люди с чувствительной психикой больше переживают по поводу своих неудач и осуждения окружающих, чем менее эмоциональные люди.

  • Человек, в котором преобладают меланхолические черты, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и долго его помнить.
  • Флегматик может даже не заметить замечания.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты меньше, чем общительные экстраверты, беспокоятся о комментариях окружающих. Экстраверты, с другой стороны, часто страдают от завышенной самооценки из-за своей склонности к демонстративности. Но люди, избегающие людей и предпочитающие одиночество, часто считают себя выше других и презирают тех, кто недостоин общения с ними.

Это означает, что индивидуальные особенности личности, несомненно, влияют на формирование самооценки, но ее вектор определяется в первую очередь социальным окружением. Есть еще один важный фактор, связанный с самооценкой человека.

Уровень притязаний

Все мы стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать деньги на новую квартиру, кто-то хочет создать свой собственный успешный бизнес, а для кого-то поездка на море – граница мечты. Степень сложности и трудности цели или задачи, которую человек ставит перед собой, и является уровнем его устремлений.

Как и в случае с самооценкой, уровень амбиций может быть адекватным или неадекватным. Адекватный – это когда цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы с низкими знаниями и низкими баллами ЕГЭ решает поступать в престижный столичный университет, у него явно неадекватный, завышенный уровень амбиций. И когда хороший студент отказывается поступать в университет из-за страха неудачи, это означает, что уровень его амбиций слишком низок. И то, и другое неправильно.

Отношение к себе формируется под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на его жизненном пути, а это, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. В конце концов, спортсмен, который постоянно ставит себе планку, которую он не может перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих способностях и возможности добиться успеха. Кроме того, заниженный уровень амбиций не способствует повышению самооценки и уверенности в себе.

Но психологи по-прежнему считают, что низкий уровень хуже высокого и оказывает негативное влияние на формирование личности и ее положение в обществе. Это делает человека социально пассивным неудачником, который не стремится к успеху.

Диагностика

Одной из характеристик зрелого, самодостаточного человека является способность правильно оценить свои способности и возможности, отделить собственную оценку от оценки других. Насколько объективен человек в этой оценке, можно определить, используя различные методы и приемы самодиагностики.

Диагностика самооценки человека находится в компетенции специалистов – психологов, психотерапевтов, педагогов. Проанализировав различные типы самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, другими словами, адекватной и неадекватной.

Дембо-Рубинштейн

Одним из наиболее известных и широко используемых методов диагностики является система Дембо-Рубинштейна. Он был разработан в 1962 году Т.В. Дембо (американским психологом) и завершен в 1970 году С.Й. Беккером. Рубинштейн (советский психолог).

Психолог рисует на листе бумаги последовательные вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, интеллекта и здоровья. Человеку дается задание отметить себя на них. Затем его просят показать, где, по его мнению, на этих полосах находятся счастливые люди. Нетрудно догадаться, что люди с низкой самооценкой ставят себя ниже их, выше – завышенную самооценку, а где-то рядом – адекватную самооценку.

Рубинштейн, используя модификацию теста ДеГрифа, дополнил этот диагностический тест версией для детей. При работе со шкалой интеллекта учеников просят сравнить себя с учителем, одноклассниками и т.д.

Шкала Занга

Цель этой методики – определить уровень самооценки с точки зрения тревожности. Он был разработан психотерапевтом В. Цанг в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки содержит 20 утверждений, на которые следует дать однословные ответы:

  • редко;
  • иногда; иногда;
  • иногда; часто;
  • очень часто.

Перед заполнением анкеты важно помнить, что ответы следует давать исходя из собственного самочувствия за последние 5-6 дней.

Затем психолог суммирует баллы и получает оценку:

  • до 44 – нормальный / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 – легкая или умеренная тревожность / самооценка нуждается в коррекции, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 – сильная или высокая тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 – крайняя тревожность / критически низкая самооценка, требующая вмешательства специалиста.

Шкала оценки тревожности Занга (сокращенно ZARS) измеряет самооценку человека, а не только уровень его тревожности.

Листы самооценки

Широко используется учителями совместно со школьными консультантами или репетиторами. Позволяет определить, как студенты/работники оценивают себя в классе/на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов помогает определить уровень самооценки человека.

Сотрудников обычно просят оценить себя по десятибалльной шкале по таким показателям, как:

  • Количество выполненных рабочих заданий;
  • Качество их исполнения;
  • Компетентность;
  • Независимость;
  • Саморазвитие, профессиональное развитие;
  • пунктуальность, дисциплина
  • бережливость;
  • надежность;
  • Отношения с коллегами;
  • Отношения с начальством;
  • инновации, творчество, креативность;
  • социальная работа.

Психологи работают с результатами этих диагностических списков. В клинических и запущенных случаях они оказывают максимально возможную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не ограничивается этими методами, существует множество других. Однако чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберг, Айзенк, Будасси, Кеттелл, Шур и другие).

Какие тесты можно использовать для определения самооценки детей

  • Peirce-Harris Children’s Self-Esteem Scale, личностный опросник для изучения самооценки.
  • Тест личности Демо-Рубинштейна (Дембо). Простой тест, который часто используется в постсоветских обществах для оценки студентов.
  • Шкала МакДэниела-Пирса является надежной и популярной, лучше всего подходит для детей в возрасте от 6 до 9 лет.
  • Шкала самооценки академического поведения – полезна как инструмент отчетности учителя.
  • Шкала самооценки Мартинека-Зайчковского для детей – это инструмент самооценки, в котором используются картинки. Он измеряет глобальную самооценку в 1-8 классах.
Мужчина на приеме у психолога
Для повышения вашей самооценки можно обратиться к специалисту – профессиональному психологу

16 советов от психолога – Как достичь высокой самооценки

Самооценку человека можно определить как разницу между тем, что он имеет, и тем, чего он хочет достичь. Парадокс заключается в том, что на самооценку сильно влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самостоятельно, с помощью внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из самых важных, потому что она может дать вам результаты, к которым вы стремитесь. Вот несколько основных советов, которые помогут вам повысить свою самооценку.

Определи первопричину

Выше мы перечислили, что может стать причиной низкой самооценки. Обычно это внешние факторы из прошлого. Как только вы определите, какой эпизод жизни повлиял на ваше восприятие себя, вам нужно принять его нынешнюю бессмысленность. Суждения формируются под влиянием психологического восприятия, которое меняется с возрастом. Таким образом, ваша оценка себя могла быть сформирована вашим эмоциональным восприятием проблемы, повлиявшим на нее, а не достоверными данными. С возрастом вам следует переосмыслить свое восприятие ситуации и признать ее неактуальность. Для этого вы можете воспользоваться помощью психолога, который поможет вам обнаружить и устранить источник низкой самооценки.

Посмотри, что видят в тебе другие

Этот метод прост и требует немного воображения. Наверняка в вашей жизни есть человек, который любит вас очень сильно и безоговорочно. И, вероятно, имеет на это веские причины. Поэтому постарайтесь на некоторое время оказаться на их месте и посмотреть на себя со стороны. Таким образом, вы увидите только положительные качества его натуры. Убедившись, что в вас гораздо больше достоинств, чем вы себе представляли, вы сможете работать дальше над повышением своей самооценки.

Больше старайся

Высокая самооценка не может не иметь прочного фундамента. За этим стоят какие-то достижения или действия, которые ведут к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стойте на месте – будьте подвижными и делайте все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, повышение квалификации и достижение целей – основа высокой самооценки. И даже если не всегда все идет гладко, осознание того, что вы выложились по полной, не заставит вас испытывать сожаление или чувство вины.

Делай то, что удовлетворяет тебя

Часто люди занимаются деятельностью, которая их не интересует и поэтому не приносит желаемого удовлетворения и результатов. Это заставляет человека чувствовать себя подавленным и опустошенным. Стоит изменить такое положение дел и посвятить себя чему-то, что вызывает интерес и дает импульс к действию. Занимаясь тем, что удовлетворяет ваш разум и эмоции и приносит положительный результат, вы можете почувствовать себя цельным и довольным собой.

Будь верен себе

В некоторых случаях недостаток самоуважения обусловлен непониманием своей ценности и того, что вы можете принести. Люди тратят так много времени на то, чтобы соответствовать существующим тенденциям, что упускают из виду свои собственные способности. Определите свои сильные стороны, раскройте свою страсть и стремления, поймите, чего вы хотите и чего можете достичь. Тогда у вас не будет причин считать себя отстающим и вы будете готовы полностью раскрыть свой потенциал.

Прими себя

Полюбите себя в своем полном стремлении стать лучшим человеком. Невозможно угодить всем, и проигрывает только тот, кто ничего не делает. Сконцентрируйтесь на своих целях, работайте над ними, и у вас не будет недовольства собой, потому что вы будете делать все возможное. В конечном итоге это принесет свои плоды, что заставит вас поверить в свои силы и изменить отношение к себе.

Прокачивай все сферы жизни

Работая над собой и становясь лучше, мы обеспечиваем здоровое и адекватное повышение самооценки. Человек проявляет ум, настойчивость, упорно трудится и добивается результатов, которых заслуживает. Естественно, он начинает больше уважать себя. И не только он, но и окружающие его люди.

Составьте план по прокачке каждой сферы вашей жизни и начните его выполнять. Принимайте даже небольшие изменения к лучшему и щедро хвалите себя за них. Таким образом, вы не только повысите свою самооценку, но и продвинетесь в саморазвитии.

Ставь цели и достигай их

Этот пункт является важным дополнением к предыдущему. Если у вас есть конкретные цели и вам удается их достичь, ваша самооценка будет расти быстрее.

Например, два друга решают похудеть и начинают вместе заниматься в тренажерном зале. Первый поставил перед собой цель сбросить 4 кг за месяц. Второй не ставил перед собой никаких целей, но тренировался так же усердно. Через 30 дней они взвесились, и оба увидели на весах на 4 кг меньше, чем было изначально. Казалось бы, те же результаты должны привести к такому же повышению самооценки. Однако это было не так. Самооценка первых, скорее всего, повысится благодаря фактору целеполагания.

Поэтому очень важно научиться правильно ставить цели и достигать их. Начните с малого и простого, а затем постепенно повышайте их сложность. Таким образом, шаг за шагом, вы сможете достичь действительно важных и глобальных целей. На этом этапе проблемы с самооценкой не пройдут бесследно. Где вы видели хотя бы одного успешного человека с низкой самооценкой?

Если вы испытываете трудности в этом вопросе, ознакомьтесь с нашим ассортиментом курсов по постановке и достижению целей. Опытные психологи и тренеры предлагают эффективные методики, обучают грамотной постановке целей и помогают довести этот навык до совершенства.

Становись самостоятельным

Истинная независимость и свобода – основа хорошей самооценки. Поэтому с раннего возраста нужно стремиться к независимости во всем: обеспечивать себя материально, обустраивать комфортную жизнь, отвечать за свое эмоциональное состояние, уметь постоять за себя и т.д.

Другими словами, направляйте все просьбы, обращенные к другим людям, вовнутрь. Это дает огромный толчок к повышению самооценки. Человек становится по-настоящему самодостаточным и цельным.

В результате повышается не только их внутренняя оценка себя, но и оценка окружающих. Окружающих тянет к таким людям, как магнитом, потому что они полны энергии. У них нет цели взваливать на кого-то еще и обременять близких заботой о себе, поэтому общение с этими счастливыми людьми кажется легким и вдохновляющим.

Женщина жестикулирует через компьютер
Саморазвитие – это необходимое условие для поддержания здорового уровня самооценки

Работай над своими недостатками

Говоря о недостатках, я имею в виду недостатки личности, характера, внешности, которые можно исправить. То, что нельзя изменить, правильнее считать качествами. Например: рост, тип темперамента, размер ноги.

Только не нужно обманывать и записывать в характеристики те качества, от которых вы просто не хотите уходить. Например, вы очень ревнивы и доставляете своему партнеру ревностью серьезные неудобства. Ему приходится буквально приспосабливаться к вашей ревности и ограничивать себя во многих вещах. Вам удобно считать его ответственным за ваше душевное спокойствие, а его ревность – это врожденная черта, с которой вы ничего не можете поделать.

Вот список распространенных недостатков личности и характера, над которыми можно и нужно работать:

  • Жадность,
  • ревность,
  • трусость,
  • лень,
  • дезорганизация,
  • пессимизм,
  • агрессивность,
  • безответственность,
  • высокомерие,
  • обманчивость,
  • нежелание,
  • раздражительность,
  • эгоизм.

Выберите для начала несколько из этого списка и начните постепенно их исключать. Это не только поможет поднять вашу самооценку, но и улучшит ваши отношения с окружающими.

Медитируй

В начале этой статьи я сказала, что низкая самооценка характеризуется высоким уровнем тревожности. Медитация может помочь вам уменьшить беспокойство и улучшить эмоциональное состояние. К тому же медитация поможет использовать вам метод интроспекции, с помощью которого можно выявить адекватную самооценку.

Начните уделять этому хотя бы 15 минут в день. Я подготовил для вас краткое руководство. Если вы никогда раньше не медитировали, выполните следующие действия:

  1. Выберите место, где вас никто не потревожит, и исключите все отвлекающие факторы, такие как телефон, телевизор, домашние животные и т.д.
  2. Примите удобное положение. Вы можете сесть на спинку дивана или кресла или лечь на кровать. Если вы выберете второй вариант, будьте готовы к тому, что медитация плавно перейдет в сон.
  3. Постарайтесь как можно больше расслабиться. Мысленно просканируйте свое тело на наличие напряжения. Дополнительно обработайте места, где расположены зажимы.
  4. Когда вы полностью расслабитесь, переместите внимание на внутреннюю часть головы. Постарайтесь остановить поток мыслей и достичь полной пустоты. Поначалу это будет нелегко. Но не расстраивайтесь и не злитесь. Сделайте круг и постарайтесь вытеснить мысли за пределы круга, пока они не исчезнут.
  5. Сохраняйте состояние расслабленности и бездумности не менее 10 минут, а затем плавно выходите из него. Сначала верните свои мысли назад, а затем начните попеременно напрягать различные части тела.

Это лишь одна из многих техник. Если что-то вам не подходит, попробуйте другие.

Выходи из зоны комфорта

Зона комфорта – это болото, которое засасывает любого, кто остается в нем слишком долго. Здесь нет места для развития, только рутина и стабильность. Если вы стали пленником своей зоны комфорта, ждите беды. Ваши внутренние ресурсы будут постепенно истощаться, и все сферы вашей жизни начнут приходить в упадок.

Конечно, ваша самооценка пострадает. Что вы подумаете о человеке, который не стремится расти, не учится чему-то новому, не работает над своими недостатками? Возможно, вам будет немного жаль его.

Точно так же ваш внутренний критик будет реагировать на ваше нежелание выйти за пределы зоны комфорта. Жалость, сочувствие, но уважения будет меньше. Не забывайте время от времени пробовать что-то новое, делать что-то пугающее и не совсем приятное.

Поработай над имиджем

Изменение своей внешности в лучшую сторону – самый быстрый способ повысить самооценку, особенно для девушек и женщин. Дело в том, что внешность влияет практически на все сферы жизни человека. Стоит хотя бы немного изменить внешность, и поток внимания обращается на человека и помогает воспитать чувство собственного достоинства.

Я просто хочу передать слово предостережения дамам. Работа над своим имиджем – это не посиделки в салоне красоты. Это плодотворная работа, которая требует вложения вашего собственного времени и усилий. Занятия в тренажерном зале, организация правильного питания, уход за кожей и волосами, работа над осанкой, походкой, мимикой.

Все эти занятия в совокупности помогут вам стать более привлекательным и уверенным в себе человеком. Мужчины тоже не должны оставаться в стороне! Сосредоточьтесь на наращивании мышечной массы и поддержании опрятного внешнего вида.

Учись мыслить позитивно

Мысли оказывают огромное влияние на общую перспективу человека. Попробуйте в течение одного дня думать только о плохом. Вы заметите, насколько хуже вы себя чувствуете. У некоторых людей может даже наблюдаться обострение хронического заболевания. Негативные мысли также отнимают много энергии. Мозгу приходится затрачивать много энергии, чтобы нанести себе вред.

Поэтому вы должны избавиться от плохих мыслей. Я заметил такую особенность: чем дольше мы думаем о плохом, тем труднее остановиться.

В юности я был буквально рабом своих негативных мыслей. Я мог часами в живом цвете представлять себе ужасные вещи, происходящие со мной или моими близкими. Мне также очень нравилось испытывать на себе различные ужасные болезни. Все эти страшные фантазии сопровождались вполне реальным чувством страха. Даже панические атаки. К счастью, я смог преодолеть эту дурную привычку.

Как только вы почувствуете, что в ваш мозг закрадывается коварная негативная мысль, подавите ее и прогоните. Если это не помогает, попробуйте отвлечь себя чем-нибудь. Даже просмотр мемов и смешных видеороликов в Интернете может помочь в работе, хотя я обычно настоятельно не рекомендую этого делать.

Позитивные мысли, напротив, стараются их питать и взращивать. Насыщайте их эмоциями, развивайте их, запоминайте их. Таким несложным способом даже самый мрачный громила может превратиться в позитивного жизнерадостного человека.

Поменяй отношение к неудачам

Люди воспринимают неудачу по-разному. Для одних это катастрофа, позор и конец жизни, для других – возможность исправить ошибки и дать отпор с новой силой. Я уже говорил, что неудачи влияют на самооценку. Но наше отношение к ним влияет на это еще больше.

Критерии, по которым человек определяет, что произошел сбой, также очень важны. Вот наглядный пример из моей жизни.

Я увлекаюсь командными интеллектуальными играми. В нашей игре “Что? Где? Когда?” у нас в команде есть человек, который не признает никаких других результатов, кроме первого места. Даже второе или третье место из 30 она считает неудачей. С таким отношением вы можете стать вечным неудачником и так и не смириться с этим.

Спросите себя, что значит для вас неудача. Если это ужасная трагедия, вам срочно нужно изменить свое отношение. Попытайтесь посмотреть на это как на мудрого советчика, который пытается донести до вас важные истины. Исправляйте свои ошибки, работайте над собой и пробуйте снова.

Избавься от перфекционизма

Стремление к совершенству – хорошая черта характера, если она не приобретает чрезмерно разросшуюся форму. Когда вы не даете себе ни малейшего права на ошибку, жизнь становится настоящим бременем. Требуется много усилий, чтобы делать все прямо и прямо. От многих вещей просто нужно отказаться.

С этого момента пообещайте себе быть верным своим ошибкам. Школьные годы закончились, и строгая Мария Ивановна не будет ругать тебя за то, что ты не очень хорошо учишься.

Очень хорошее упражнение: время от времени не делать самые важные дела на букву “С”. Намеренно и осознанно. Просто потому, что вам так хочется. Сначала все внутри будет протестовать. Затем, когда вы увидите, что серьезных последствий вашей маленькой шалости не будет, вы сможете расслабиться.

Только не слишком увлекайтесь этим занятием, пожалуйста. Это следует делать только время от времени и для не очень важных вещей.

Маленькая девоча лежит на коленях матери
Самооценка начинает складываться еще в раннем детстве, поэтому важную роль здесь играет семья и роль родителей

Как повысить самооценку ребенку

Очень часто родители сталкиваются с вопросом, как помочь ребенку принять себя и обрести уверенность в себе. Проблемы с самооценкой особенно остро проявляются в подростковом возрасте. Приведенные выше советы предназначены для самостоятельных взрослых людей. К детям нужен другой подход.

В то время как взрослые способны регулировать свои внутренние психологические процессы, дети еще не могут этого делать. Самооценка молодого человека во многом зависит от действий родителей. Я расскажу вам, что следует и чего не следует делать для его увеличения в случае необходимости. Вот несколько советов:

  1. Не будьте слишком требовательны к своему ребенку. Помните, что чрезмерный перфекционизм очень вреден в жизни. Ваше личное тщеславие может стать причиной больших проблем для вашего ребенка. И огромные счета за услуги психотерапевта для восстановления здоровой самооценки.
  2. Хвалите ребенка за любые успехи. Не будьте постоянно сухим человеком, принимающим все достижения вашего ребенка как должное.
  3. Помогите своему ребенку открыть и развить свои таланты. Познакомьте его с искусством, водите его в клубы и спортивные секции. Будьте терпеливы! Может пройти много времени, прежде чем ваш ребенок найдет себе занятие по душе.
  4. Позвольте вашему сыну или дочери быть независимыми. Позвольте ему или ей самостоятельно выбирать одежду, украшать свою комнату и платить за продукты, конечно, под вашим контролем.
  5. Научите ребенка решать проблемы, улаживать конфликты и отстаивать свои права. Если вы будете постоянно делать это за него, он вырастет беспомощным и зависимым. Это не лучшим образом скажется на самооценке вашего ребенка.

Проверить, не созданы ли завышенные условия

Предположим, вы стали замечать, что ваш ребенок слишком критичен к себе. В его словарном запасе начали появляться фразы: “Я не знаю как”, “У меня никогда не получится”, “Я никогда не смогу”. Давайте разберемся в сути вопроса. Ключевой фразой здесь является: “начал замечать”. Это означает, что раньше ребенок был весел, проявлял интерес к знаниям и вдруг ничего не получает и не хочет.

Давайте рассмотрим пример. В классе 5-А учились две девочки: Маша и Катя. Оба были прилежными учениками, очень дружелюбными, и у их родителей тоже были прекрасные отношения друг с другом. На одной семейной вечеринке мама Кати сказала, что у ее дочери удивительный талант к рисованию, и была очень рада этому. “Рисование – это здорово, не то что какой-то травмоопасный вид спорта”, – сказала женщина.

Мама Маши почему-то сразу решила, что дети должны посещать занятия вместе, не выяснив, есть ли у ее дочери такой талант. “Все дети любят рисовать” – подумала она. Не прошло и двух месяцев, как учительница Кати заметила ее и стала рекомендовать ее работы на всевозможные детские конкурсы, в то время как работы Маши были посредственными детскими рисунками. Девушка потеряла уверенность в себе, стала уступать в учебе из-за отсутствия уверенности в себе и даже не хотела дружить со своей подругой, которая оказалась более успешной, чем она.

Может быть, все сложилось бы иначе, если бы мама Маши не создала для нее слишком сложные условия.

Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите им определиться со своими желаниями, а если у ребенка нет особых талантов, хвалите его за хорошие оценки, ведь это его работа. Только не сравнивайте его с другими в его пользу, это может иметь негативные последствия в будущем.

Мнение ровесников

Действительно, мнение коллег очень важно. Для начала посмотрите на ситуацию, если кто-то плохо отозвался о вашем сыне или дочери – это не повод бежать в школу, чтобы восстановить справедливость. Детская психика хрупка и очень быстро ломается. Критерии оценки детей очень высоки и порой не поддаются логике.

Дети могут подвергаться насмешкам только потому, что их сверстник немного полнее или учится лучше других. Если там открыто издеваются, лучше перейти в другую школу. Скорее всего, у новой команды будут совершенно нормальные и адекватные отношения. Дайте своему подростку возможность самостоятельно загладить свою вину и почувствовать, что он важен в коллективе. Поговорим о том, как не надо себя вести. Помните, что вы не должны критиковать своего ребенка. Вы можете судить о поступках, но не о человеке.

Если ситуация не критическая и ваш подросток просит добавить в свой гардероб несколько нестандартных вещей, чтобы не выделяться из толпы сверстников, попросите его обосновать свою просьбу. Если он хочет рваные джинсы и сам принял такое решение, почему бы и нет? Иногда лучше пойти на компромисс в своих родительских принципах ради семьи в будущем.

Хвалите

Дети и взрослые очень похожи. За исключением того, что у взрослого больше ответственности. Если встает вопрос о том, как помочь ребенку повысить самооценку, прислушайтесь к себе. Что могло бы помочь вам? Правильно, похвала! Вам нравится, когда хвалят руководство, даже если нет повышения или прибавки, но как приятно слышать похвалу за хороший результат вашей работы.

Вашему ребенку также приятно, когда вы его хвалите. Хвалите только за дело, а не просто так. Развивающаяся личность должна иметь четкое представление о том, что правильно, а что нет. Формирует столь адекватную самооценку и оценку действительности в целом.

Преодолевайте трудности

Здесь снова происходит пересечение со взрослой жизнью. Например, вы жаждете времени в спортзале, но желание получить фигуру своей мечты берет верх. Вы спешите в спортзал после тяжелого рабочего дня, а через несколько месяцев видите долгожданные результаты. Гордились бы вы собой? Конечно! Ваша самооценка будет выше.

То же самое происходит и с самооценкой вашего ребенка. Преодолевая трудности, ваш ребенок учится самоуважению и любви к себе. Не стремитесь решить глобальные проблемы. Начните с малого. Пусть ваш ребенок поднимает себя на перекладине с помощью папы 3-4 раза. Достижение? Конечно! Не забывайте хвалить своего сына.

Девочки, особенно в подростковом возрасте, не уверены в своей красоте и привлекательности. Отсутствие уверенности в себе – это огромный удар по самооценке. Сходите с дочерью в салон или на фотосессию. Посмотрите, как меняется ее настроение. Преобразование своей внешности и принятие себя – важная часть формирования правильной самооценки.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

Важно, чтобы особенные дети осознали, что они необходимы обществу, а не являются для него обузой. Их восприятие зависит от отношения родителей. Одни относятся к своему ребенку с терпением и заботой, а другие могут срываться на нем, потому что устали. Постарайтесь найти такому ребенку друзей по интересам. Ребенок, который занимается любимым делом, будет понимать его важность и ценность. Также не забывайте напоминать ему о том, какой он хороший.

Стоит поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковы и в жизни бывают разные ситуации, а трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите своему ребенку-инвалиду, какой он хороший.

Молодая девушка выбирает себе книгу в магазине
Многие книги могут помочь в повышении уровня вашей самооценки

3 книги, чтобы прокачать свою самооценку

  1. Брене Браун, “Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой вы есть”. Эта книга о препятствиях, которые вырастают на нашем пути к гармонии с собой. По мнению психологов, главная из них – стыд: стыдно быть самим собой, стыдно за свое несовершенство. В ходе своего исследования автор убедилась, что развитие устойчивости к чувству стыда может полностью изменить подход к жизни, воспитанию детей, работе.
  2. Роберт Энтони “Главные секреты абсолютной уверенности в себе” Попробуйте на мгновение представить, что американский профессор, член Гарвардской школы бизнеса, доктор психологии и консультант по личностному развитию – это ваш друг! И готовы помочь вам решить все проблемы с самооценкой. Эта книга о том, как повысить свою самооценку, стоит того, чтобы сделать ее настольной и читать регулярно. Вы получите надежную поддержку в моменты неуверенности и бесстрашия, книга не только настроит вас на победу, но и поможет разобраться в своих страхах и победить прежде всего себя. На его страницах вы найдете не только психологическую помощь в развитии уверенности в себе, но и философские размышления о счастье и будущем. Если вы хотите выйти из своей зоны комфорта, чтобы достичь успеха, рекомендуем прочитать.
  3. Сестры Филлипс, “Полюби себя”. Авторы книги – две сестры, известные в Великобритании как “королевы здорового образа жизни”. Они разработали и опубликовали практическое руководство о том, как заботиться о себе, своем теле и настроении. Книга полна фотографий, умных советов и советов по борьбе со стрессом. Одна из сестер владеет кафе здорового питания, поэтому в книге также есть рецепты здоровой пищи. Газета Sanday Times описала книгу как практичное и легкое чтение, написанное для души.
Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий