Амнезия — Консультация психолога, признаки, причины и что делать

Что такое амнезия

Амнезия – это патологическая потеря воспоминаний, касающихся текущих или прошлых жизненных обстоятельств. Она входит в симптоматику неврологических состояний, психических заболеваний, острых и хронических отравлений.

При постановке диагноза учитываются клинические данные, неврологическое и психиатрическое обследование, ЭЭГ, МРТ, КТ, исследование крови и спинномозговой жидкости. Лечение проводится в соответствии с основной патологией, при этом основными методами являются психо- и фармакотерапия. Если амнезия вызвана опухолью или гематомой, они будут удалены хирургическим путем.

Если обращаться к исконному понятию “амнезия”, то оно происходит из латыни. Расшифрованное название описываемого заболевания с латыни – “забывчивость”.

Эксперты говорят, что потеря памяти не во всех случаях считается отклонением от нормы. В медицине это явление называют детской амнезией, что означает, что многие люди не имеют особо точного представления о первых годах своей жизни. Ученые рассматривают такой процесс как потерю прежних представлений о достаточно влиятельных событиях, трудность припоминания обстоятельств, имевших место не так давно.

Аномальный синдром в сочетании с другими недугами выступает в качестве одного из факторов неврологических и психиатрических расстройств. Согласно среднестатистическим данным, почти 25% людей во всем мире имеют проблемы с памятью.

Признаки амнезии

Основные симптомы амнезии:

  1. неспособность учиться новому, вспоминать прошлое и т.д.;
  2. смятение и дезориентация;
  3. трудности в общении и выполнении умственной работы из-за нарушения усвоения и воспроизведения информации. Это может создать впечатление, что в интеллектуальной сфере произошел регресс;
  4. конфабуляция – ложные воспоминания;
  5. у большинства пациентов наблюдаются проблемы с кратковременной памятью – они не могут запомнить новую информацию. Однако текущие события не хранятся в памяти, а прошлые – хранятся. Человек может подробно описать события из своего детства или знать имена президентов, но не вспомнить, что он ел на завтрак или о чем говорил полчаса назад;
  6. амнестическая амнезия отличается от деменции. При деменции, помимо потери памяти, наблюдаются серьезные когнитивные нарушения.

Степени амнезии сильно различаются по тяжести и степени. В некоторых случаях человек может выглядеть внешне абсолютно здоровым, но иногда он теряет всякую способность справляться с ситуацией. Даже легкая амнезия влияет на повседневную деятельность, качество жизни и мировоззрение. Главная опасность заключается в том, что невозможно предсказать, пройдет ли недомогание или станет хуже. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту для обследования и последующего наблюдения: при правильном подходе можно полностью или частично восстановить утраченную функцию вашей памяти.

Мужчина задумчиво обдумывает мысль в голове
Амнезия характеризуется определенными признаками, которые заключаются в нарушении свойств памяти

Какие признаки не являются симптомами этого недуга?

Существуют некоторые признаки, которые не следует интерпретировать как симптомы заболевания. К ним относятся:

  1. Головная боль.
  2. Отвлекаемость с потерей внимания.
  3. Дезориентация.
  4. Сонливость.
  5. Нарушения зрения.
  6. Панические атаки, депрессия.
  7. Нарушения ориентации во времени и пространстве.

Эти симптомы являются проявлениями многих неврологических заболеваний. Кроме того, антероградная амнезия не характеризуется нарушением памяти о событиях, произошедших в далеком прошлом. Например, пациент должен быть в состоянии уверенно вспомнить детские занятия, назвать свое имя и возраст.

Причины амнезии

Этиологические факторы амнезии многочисленны и разнообразны. У пожилых пациентов ведущую роль в этиологии играют сосудистые нарушения и дегенеративные процессы. У молодых пациентов преобладают травматические и психологические факторы. Все причины потери памяти можно разделить на две большие группы: органические и психологические.

Органические причины приводят к метаболическим, морфологическим или биоэлектрическим изменениям в структурах мозга:

  • Черепно-мозговая травма (тяжелое сотрясение, ушиб мозга). Характерна амнезия событий, предшествовавших травме, которая может быть преходящей.
  • Опухоли головного мозга. Потеря памяти вследствие сжатия и гибели нейронов.
  • Церебральная гипоксия провоцирует нарушение межнейронных связей, гибель нервных клеток. Возникает при нарушениях мозгового кровообращения (инсульт, ТИА), асфиксии, отравлении угарным газом, при большой кровопотере и дыхательной недостаточности.
  • Нейроинфекции (нейроСПИД, клещевой энцефалит, гнойный менингит) могут сопровождаться амнезией из-за повреждения тканей мозга инфекционными агентами и медиаторами воспаления.
  • Отравление. Амнезия является результатом токсического поражения мозга. Возникает при алкоголизме, наркомании, передозировке наркотиков, отравлении растворителями, пестицидами.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, болезнь Пика). Потеря мнестической функции вследствие демиелинизации, глиоза, атрофии мозговой ткани.
  • Эпилепсия. Потеря памяти распространяется на период припадка и связана с потерей сознания.
  • Мигрень. Амнестическая симптоматика провоцируется нарушениями церебральной гемодинамики, возникающими во время приступа мигрени.

Психологические причины влияют только на психику человека, они не оказывают патологического воздействия на мозг:

Психологическая травма (автомобильная авария, смерть близкого человека, изнасилование, похищение, террористическая атака, военные действия). Амнезия относится к психотравмирующим событиям и возникает как защитная реакция.

Психические расстройства. Потеря памяти носит эпизодический характер. Может наблюдаться при шизофрении, диссоциативных расстройствах, истерии. Частичная амнезия проявляется после делирия.

У подростков

В подростковом возрасте потеря памяти встречается редко. В основном это симптом внутренних заболеваний или отравления.

У молодых

В молодом зрелом возрасте потеря памяти часто вызвана обратимыми функциональными нарушениями, описанными выше. Жалобы на потерю памяти сопровождаются беспокойством и повышенным вниманием. Те, кто склонен к ипохондрии, начнут искать в Интернете информацию о заболеваниях памяти и мозга, охотно пойдут к специалистам и пройдут обследования.

У пожилых

В пожилом возрасте (после 60 лет) нарушения памяти часто имеют причину в виде органического поражения мозга и часто не распознаются. Даже в тяжелых случаях пациенты могут не осознавать, что их память серьезно нарушена. Обычно именно члены семьи ведут их к врачу и первыми бьют тревогу.

После алкоголя

Потеря памяти в состоянии алкогольного опьянения является одним из симптомов алкогольной зависимости и свидетельствует о развитии алкоголизма. Это также может указывать на наличие энцефалопатии. В нормальных условиях употребление алкоголя не должно отключать память, за периодом эйфории должен следовать глубокий сон.

Проблемы с памятью после ковида

В настоящее время известно, что тяжелые формы ковида могут привести к серьезным когнитивным нарушениям. Когнитивные нарушения затрагивают как молодых, так и пожилых людей.

Почему коронавирус вызывает когнитивное снижение? Всем известно, что этот вирус поражает легкие и может вызвать тяжелую дыхательную недостаточность. При недостатке кислорода в организме (гипоксии) в первую очередь страдает наиболее чувствительный к этому фактору орган – мозг. Но когнитивные функции могут страдать даже у тех, кто болен слабо или бессимптомно. Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые обнаружили, что вирус оказывает токсическое действие на нервные клетки, что приводит к затруднению их функционирования, а в Германии было обнаружено, что коронавирус у больных людей может напрямую проникать из носоглотки в мозг и поражать его клетки.

Другим механизмом, приводящим к дисфункции мозга у ковидов, является так называемый “цитокиновый шторм” при коронавирусе, который представляет собой иммунную реакцию организма в ответ на проникновение патогена. Во время этой реакции может произойти агрессия антител против собственных клеток организма. В результате этого до сих пор плохо изученного явления повреждаются нервные клетки (нейроны).

Жалобы на проблемы с памятью у человека, переболевшего ковидными болезнями, обычно появляются в течение шести месяцев после заражения. Если лечение осложнения, вызванного коронавирусом, начато на ранней стадии, функции мозга могут быть восстановлены.

Грустное лицо девушки у забора
После коронавирусной инфекции наблюдается нарушения в работе памяти человека

Механизм возникновения

В настоящее время нет данных, позволяющих окончательно решить вопрос о патогенезе амнезии. Ученые утверждают, что функцию хранения и воспроизведения информации выполняют нейроны в области мозга. Если эти элементы разрушены, начинается этот процесс. Однако стоит отметить, что психогенная форма заболевания имеет другой механизм моделирования. В научных исследованиях в области неврологии и психиатрии авторы считают, что патогенез заключается в потере способности формировать в памяти конкретные данные.

Что делать, если ухудшается память

Во-первых, когнитивная дисфункция у человека должна быть замечена на ранней стадии, и с ней нужно сразу же что-то делать. Каждый из нас иногда замечает в себе забывчивость, в некоторые дни мы чувствуем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нам нужна медицинская помощь. Что нужно делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения от нормы?

При серьезных проблемах с памятью необходимость обращения к врачу неоспорима. У человека, который совсем недавно был здоров, ярко выражены признаки полной или частичной потери памяти. Сами они не всегда замечают это, а их близкие должны обращать внимание на изменения.

При постепенном прогрессировании заболевания симптомы становятся очевидными, когда оно мешает трудовой деятельности и вызывает дезориентацию даже в знакомой обстановке. Если проследить этот процесс во времени, то можно увидеть прогрессирование расстройства.

Давайте рассмотрим основные симптомы, которые могут наблюдаться при когнитивных нарушениях:

  • Амнезия – это отсутствие воспоминаний, связанных с определенным периодом времени. Оно может быть кратковременным, например, в момент до или после травмы, а также довольно продолжительным, вплоть до того, что человек забывает свое имя, домашний адрес, близких и другую важную информацию.
  • Гипомнезия – это частичная потеря памяти. События, которые хранятся в памяти, не забываются полностью.
  • Фиксированная амнезия – это трудности с запоминанием новой информации. Этот вид нарушений не только препятствует обучению, но и затрудняет общение, поскольку человек может забыть, что ему было сказано минуту назад.
  • Анексория – это расстройство, при котором пациент не может вспомнить информацию из отдаленного времени, например, прошлое или профессиональные аспекты своей жизни.
  • Аффективная амнезия служит своего рода защитным механизмом психики. В этом случае события, вызвавшие сильные эмоциональные переживания, забываются. Это может быть, например, катастрофа или смерть близкого человека.
  • Скотомизация похожа на аффективную амнезию, но отличается тем, что выпавшие из памяти фрагменты не связаны с эмоциональными переживаниями.
  • Псевдореминисценции подразумевают замену выпавших эпизодов событиями, которые происходили с человеком ранее.
  • При конфабуляции пациент дополняет то, что он забыл, вымышленными, иногда очень неправдоподобными фактами.
  • Криптомнезия заменяет забытые события историями, которые он читал в книгах или слышал по телевизору.
  • При эхомнезии пациент интерпретирует текущие события как произошедшие давным-давно.

Это может быть как постоянным, так и периодическим. Важно помнить, что сам человек не всегда критически относится к своему состоянию и может считать себя абсолютно здоровым.

Если вы или ваши близкие испытываете симптомы ухудшения памяти, нельзя терять время. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на восстановление когнитивных способностей. В запущенных случаях необратимые изменения настолько выражены, что полное восстановление памяти невозможно. Таким пациентам назначается терапия для предотвращения дальнейшего ухудшения состояния.

К какому врачу обратиться, если у вас проблемы с памятью

В большинстве случаев пациентов с проблемами памяти лечит невропатолог. Если расстройство вызвано психическим расстройством, например, шизофренией, необходимо проконсультироваться с психиатром. При необходимости эти врачи организуют консультации с другими специалистами.

В некоторых случаях лечения у невролога недостаточно, так как провалы в памяти могут быть связаны с заболеваниями других органов. Например, гипотиреоз потребует лечения у эндокринолога, гастроэнтеролог – при мальабсорбции питательных веществ в кишечнике, онколог – при раке, а инфекционист – при менингите или энцефалите.

Однако вначале следует проконсультироваться с невропатологом. Он выяснит, почему у вас ухудшилась память, и порекомендует дополнительные тесты. Во многих случаях лечение должно быть комплексным, и только такая тактика приведет к положительным результатам.

Классификация

Амнезия классифицируется в зависимости от этиологии, степени, времени потери памяти и развития нарушений. В зависимости от полноты потери памяти:

  • Полная – полная потеря воспоминаний, касающихся определенного периода в прошлом.
  • Частичный – присутствуют смутные образы, фрагменты воспоминаний.
  • Локальная – избирательная амнезия одного навыка. Характерно для психогенных расстройств памяти.

В зависимости от времени забытых событий по отношению ко времени возникновения проблемы с памятью различают следующие типы амнезии:

  • Ретроградность – отсутствие памяти о событиях, произошедших до дебюта расстройства.
  • Антероградный – нарушаются воспоминания об обстоятельствах, имевших место после начала расстройства.
  • Антероретроградная – представляет собой комбинацию первых двух форм.
  • Фиксация – потеря памяти о том, что происходит в данный момент. Она может длиться несколько минут.

В зависимости от типа курса различают следующие варианты:

  • Регрессивный – постепенное восстановление воспоминаний.
  • Стационарный – состояние памяти остается без динамики.
  • Прогрессирующая – амнезия углубляется, события настоящего и более отдаленного прошлого стираются из памяти.
Мужчина в зеленой кофте стоит у красной стены
Существует множество классификаций нарушений памяти

Психогенные амнезии

Они не имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов.

Истерическая амнезия – развитие концепции истерической амнезии связано с именами Жана-Мартена Шарко, Пьера Жане, Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда. Истерию травматического генеза (вызванную психологической травмой или экстремальным стрессовым переживанием) следует отличать от истерии как невроза переноса, связанного, согласно ранним психоаналитическим концепциям, с внутренним структурным конфликтом и регрессией либидо к объектам эдиповой фазы развития. Травматическая истерическая амнезия вызвана защитным механизмом диссоциации. Амнезия при трансовом истерическом неврозе обусловлена действием репрессии, направленной на репрезентации и дериваты конфликтного драйва.

Согласно Шарко и Брейеру, у некоторых людей после пережитой травмирующей ситуации развивается так называемое гипноидное состояние, состояние самогипноза. В этом измененном состоянии сознания кодируются элементы памяти, соответствующие переживанию ситуации. В некоторых случаях эти воспоминания, которые образуют независимую структуру без ассоциативных связей с остальной системой автобиографической памяти, не могут быть свободно восстановлены впоследствии. Доступ к ним возможен только в измененном состоянии сознания, которое достигается с помощью гипнотических и трансовых техник.

Амнезия, вызванная эффектом подавления, может быть преодолена, согласно психоаналитическим концепциям, путем осознания подавленного материала. Последнее достигается с помощью метода свободных ассоциаций в аналитической работе.

Фузионная амнезия – это амнезия, имеющая диссоциативный характер. Этот тип психогенной амнезии вызван диссоциативной фугой – реакцией бегства в ситуации психологической травмы или сильного стресса. Главной особенностью диссоциативной фуги является внезапная, незапланированная абстиненция. Динамика диссоциативной фуги характеризуется прохождением через двойной амнестический барьер. Первый амнестический барьер появляется сразу после начала фуги, при этом важная личная информация и воспоминания, относящиеся к предыдущей жизни человека, остаются за барьером. Первый амнестический барьер соответствует изменению личной идентичности человека. Второй амнестический барьер возникает после стихания состояния фуги, когда воспоминания, оставшиеся после первого амнестического барьера, возвращаются и диссоциируют воспоминания о событиях, произошедших во время состояния фуги. Как только преодолевается второй амнестический барьер, идентичность фуги утрачивается, и к человеку возвращается его прежняя идентичность.

Расстройство множественной личности – это диссоциативное расстройство, основным этиологическим фактором которого является хроническая детская травма в контексте отношений со значимым взрослым (чаще всего родителями или лицом, заменяющим их). Расстройство множественной личности (или диссоциативное расстройство идентичности по DSM-IV) иногда ошибочно диагностируется как шизофрения. Расстройство множественной личности характеризуется множественными эпизодами амнезии как в отношении ряда детских психотравмирующих ситуаций, так и в отношении событий, произошедших во время так называемого переключения, ситуации, в которой одна альтер-личность передала контроль над поведением индивида другой альтер-личности. Как и в случае диссоциативной фуги, амнезии при множественном расстройстве личности носят диссоциативный характер. В подавляющем большинстве случаев диссоциативные амнезии обратимы (если, например, они не сопровождаются аномалиями в соответствующих отделах мозга). Восстановление диссоциированного материала обычно бывает полным и происходит либо спонтанно, либо с помощью гипнотических и трансовых техник.

Симптомы амнезии

Основным симптомом является неспособность вспомнить произошедшие обстоятельства. Потеря памяти относится к определенному периоду жизни пациента. Эта последовательность описывается законом Рибо: сначала человек забывает то, что произошло недавно, затем факты из ближайшего прошлого, а потом более поздние события. Восстановление памяти происходит в обратном порядке. Иногда наблюдаются конфабуляции – вымышленные воспоминания, которыми пациент пытается заполнить пробелы в памяти. Амнестический синдром возникает в сочетании с другими симптомами, характерными для основного заболевания.

Постинсультная амнезия сочетается с гипомнезией (генерализованной потерей памяти о текущих событиях), парамнезией (путаницей прошлых и настоящих обстоятельств), нарушениями речи, двигательным дефицитом. Амнезия, которая является частью психоорганического синдрома, сопровождается когнитивными нарушениями: снижением способности усваивать информацию, снижением внимательности, замедлением мышления. Диссоциативная потеря памяти сопровождается рассеянностью, аффективными состояниями, может наблюдаться бродяжничество. Переходная глобальная амнезия характеризуется преходящими эпизодами, пока пациент не дезориентируется. Для синдрома Корсакова характерно сочетание различных типов амнезии.

Стационарная амнезия тяжело переживается пациентом, вызывая ложное чувство вины и развитие депрессии. Прогрессирующая амнезия приводит к инвалидности. Они могут забыть дорогу домой или не сориентироваться в знакомой обстановке. Приобретенные знания и навыки исчезают из памяти. Эта дезориентация приводит к дезориентации во времени и в самом человеке. За больным требуется постоянный уход.

Человек с боязнбю замкнутого пространства
Нарушения в памяти могут быть симптомами многих заболеваний

Сопутствующие симптомы

Проблемы с памятью, такие как забывчивость, неспособность запоминать и вспоминать информацию, не являются единственными симптомами расстройств памяти.

С какими симптомами следует обратиться к врачу?

  • Информация, которая не является личностно важной, не усваивается;
  • пробелы в памяти – забываются большие или малые части прошлого;
  • утрата границ между прошлым и настоящим;
  • ложные воспоминания, частые приступы дежавю;
  • проблемы с кратковременной памятью – человек не может вспомнить, куда он ходил, или не может найти вещь, которую ищет;
  • трудности с концентрацией внимания, формулированием мыслей, поскольку они не могут вспомнить нужное слово;
  • часто повторяется, путая дни с неделями и месяцами;
  • повышенная тревожность в результате того, что они не помнят, заперли ли они дверь, выключили ли утюг или воду.

Часто проблемы с памятью сопровождаются приступами мигрени, шумом в ушах, проблемами со слухом и зрением, нарушениями сердечного ритма, хронической усталостью.

Что делать, если ухудшается память

Смириться с потерей памяти и прогрессированием болезни непросто. Некоторые люди пытаются скрыть свои симптомы, в результате чего их близкие могут долгое время не знать о проблеме.

Если вы заметили, что с возрастом ваша память ухудшается, вы лучше поймете, что с этим делать, когда узнаете причины. Что же вызывает возрастное снижение памяти? Во-первых, гиппокамп, часть мозга, участвующая в формировании и восстановлении памяти, менее функциональна. Во-вторых, гормоны и белки, выполняющие защитную и стимулирующую функцию для нейронов, становятся менее активными. И в-третьих, уменьшается приток крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных способностей.

Наш мозг, как и все остальное тело, нуждается в уходе и регулярных физических упражнениях, чтобы оставаться в хорошей форме. Если вы уже заметили проблемы с памятью, врач подскажет вам, что делать, но вы можете и сами улучшить ситуацию с помощью советов, которые помогут вам адаптироваться и сохранить активность мозга. Важно помнить, что при когнитивных нарушениях все проблемы следует обсуждать с семьей, поскольку вам потребуется помощь и участие близких.

Если ваша память подводит, следующий список подскажет вам, что делать:

  • Занимайтесь повседневной деятельностью.
  • Регулярно учитесь, узнавайте новое и делайте умственные упражнения, такие как стратегические игры, кроссворды и головоломки.
  • Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки-напоминания, списки дел и календари.
  • Найдите время для друзей: многие люди отказываются от общения, когда у них ухудшается память, а этого делать ни в коем случае нельзя. Исследование, проведенное Гарвардской школой общественного здравоохранения, показало, что люди с активной социальной жизнью медленнее всего теряют память.
  • Кладите нужные вещи, например, ключи или очки, всегда в одно и то же место.
  • Получайте достаточно отдыха: недостаток сна ограничивает рост новых нейронов в гиппокампе.
  • Питайтесь полноценно: продукты, богатые жирными кислотами Омега-3 – лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи – особенно полезны для мозговой деятельности. С другой стороны, ограничьте насыщенные жиры и калории.
  • Лечить хронические заболевания: Исследования показывают, что диабет, сердечно-сосудистые проблемы и другие соматические заболевания значительно усугубляют ухудшение внимания и памяти, что делает их контроль обязательным условием в борьбе за функции мозга.
  • Избавьтесь от вредных привычек, таких как алкоголь и курение: они повышают риск развития сосудистых заболеваний.
  • Внесите в свою жизнь умеренную физическую активность – она снижает риск развития деменции на 50%. Полезны простая ходьба и легкая аэробика, а также упражнения на координацию.
  • Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда у вас критически ухудшается память, они подскажут вам, что делать.

Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, вы можете самостоятельно справляться с этой проблемой только до поры до времени. Когда вы теряете память, ваш врач должен сказать вам, что делать, потому что только комплексное лечение может улучшить ваш долгосрочный прогноз.

Диагностика

Диагностический алгоритм индивидуален, разрабатывается в зависимости от клинической картины заболевания. Ее проводит консультирующий невролог при участии психиатра, фармакотерапевта, инфекциониста, при необходимости нейрохирурга. План диагностики включает в себя:

  • Сбор анамнеза. При участии родственников пациента проводится тщательный опрос относительно событий, предшествовавших заболеванию, симптомов болезни.
  • Оценка неврологического состояния. Это дает возможность диагностировать симптомы органического заболевания ЦНС, определить степень посттравматических изменений.
  • Оценка психического состояния. У пациентов с психогенной амнезией и психическими расстройствами необходимо комплексное психологическое обследование.
  • Гемодинамические исследования головного мозга. Они проводятся при подозрении на сосудистый генез нарушений памяти. Самый простой способ – реоэнцефалография, более информативный – УЗИ сосудов головы, дуплексное сканирование, МРТ сосудов.
  • Визуализация структур мозга. Компьютерная томография головного мозга рекомендуется пациентам с травматической черепно-мозговой травмой или внутричерепной гематомой. МРТ головного мозга эффективна в диагностике опухолей, дегенеративных процессов и изменений после инсульта.
  • Электроэнцефалография. Проводится у пациентов с симптомами эпилепсии. ЭЭГ позволяет диагностировать пароксизмальную активность мозга, определить ее природу.
  • Биохимический анализ крови. При необходимости определяется уровень витамина В1 и токсичных веществ, а также проводится тест на наркотики.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Проводится при подозрении на инфекционную этиологию, внутричерепное кровоизлияние.
Грустный и задумчивый мужчина лежит на кровати
При диагностике врач использует различные приемы и методы для обнаружения проблем с памятью

Прогноз и профилактика

Течение и исход патологии тесно связаны с этиологическим фактором, основным заболеванием и возрастом пациента. Посттравматическая амнезия обычно обратима. Амнезия, вызванная дегенеративными изменениями в ЦНС, характеризуется постоянно прогрессирующим течением. Психогенная амнезия, как правило, частично проходит после терапии. Восстановление памяти лучше происходит в молодом возрасте, чем в пожилом. Профилактика амнестического синдрома включает предупреждение травм головы, инфекций, отравлений, психотравмирующих воздействий, правильное и своевременное лечение мигрени, эпилепсии и сосудистых заболеваний.

Лечение амнезии

Многих людей беспокоит вопрос: “амнезия, что делать? Первое, что нужно сделать, – не паниковать, а немедленно обратиться за медицинской помощью.

Поскольку механизмы памяти сложны, восстановить утраченные воспоминания трудно, но не невозможно. Исход заболевания в первую очередь зависит от причины потери памяти, своевременной диагностики и грамотного лечения. Поэтому лечебные мероприятия включают назначение лекарств для лечения основного заболевания, нейропсихологическую реабилитацию, физиотерапию и психотерапию.

Вспоминать о проблемах с возрастом считается нормой, но что делать, когда симптомы неуклонно прогрессируют, когда человек уже не может думать ни о чем, кроме: “амнезия, что делать”? Возрастные нарушения памяти могут быть связаны с чрезмерным уровнем холестерина, который накапливается в капиллярах мозга, препятствуя свободной циркуляции крови, а также с дегенеративными изменениями, происходящими в самой ткани мозга. Поэтому основной целью лечения возрастной амнезии будет предотвращение дальнейшего ухудшения памяти. Следует понимать, что полное излечение в данном случае невозможно, но значительное замедление процессов вполне реально, что даст долгую жизнь, полную всевозможных событий, которые зафиксирует память.

Память у пожилых людей характеризуется специфическими особенностями. Большинство из них не могут вспомнить блюда со вчерашнего ужина, но они могут очень подробно пересказать некоторые события из своей юности.

Основными препаратами, используемыми для лечения старческой амнезии, являются сосудистые препараты (например, Трентал), нейропротекторы и ноотропы (например, Пирацетам, Церебролизин), препараты, оказывающие непосредственное влияние на запоминание и припоминание (например, Мемантин, Глицин).

Терапия подбирается в зависимости от этиологии и симптоматики основного заболевания. Органическая амнезия лечится в основном фармакологической терапией, а психогенная амнезия – психотерапией. Фармакотерапия органических форм включает:

  • Сосудистые средства (вазодилататоры, антиагреганты) – улучшают кровоснабжение мозга и питание тканей.
  • Нейропротекторы и антиоксиданты – оптимизируют метаболизм нейронов, повышают устойчивость к гипоксии и неблагоприятным воздействиям.
  • Антихолинэстеразные препараты – замедляют прогрессирование деменции в пожилом возрасте, повышают дневную активность.
  • Мемантины – улучшают мнестическую функцию. Эффективен при лечении болезни Альцгеймера.
  • Ноотропы – стимулируют когнитивные способности, активизируют метаболизм тканей мозга.

Кроме того, используются психотерапевтические методы, чтобы адаптировать пациента к наличию пробелов в памяти. В некоторых случаях гипнотерапия используется для того, чтобы вспомнить прошлое. Наличие опухоли мозга, гематомы или места размозжения является показанием для лечения с помощью нейрохирургического вмешательства.

Целью психогенного лечения является не восстановление утраченных воспоминаний, а приведение пациента к принятию того факта, что у него их нет. Терапия проводится психиатром и включает в себя:

  • Психотерапия. Когнитивно-поведенческая терапия используется для выработки нового отношения к проблемам с памятью. Диссоциированная амнезия, вызванная семейными конфликтами, требует семейной терапии. В случае детской травмы психоанализ используется для того, чтобы пациент мог пересмотреть свое отношение к случившемуся.
  • Творческая обработка. Подходит для тех, кто не желает показывать свои чувства и мысли. Это можно сделать с помощью сказкотерапии, арт-терапии и т.д.
  • Фармакологическое лечение. Это необходимо в качестве дополнения к психотерапии для пациентов с тревожностью, депрессией, беспокойством, психическими расстройствами. Производится индивидуальный подбор препаратов из следующих групп: антидепрессанты, седативные средства, нейролептики.

Когда обращаться за помощью?

Замечали ли вы, что ваш родственник (бабушка, дедушка, мать или отец) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на какое-то психическое расстройство или психическое заболевание. Самолечение в таком случае неэффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно без рецепта врача, могут лишь временно облегчить состояние пациента и симптомы. В худшем случае они могут нанести непоправимый вред здоровью и привести к необратимым последствиям. Народное лечение в домашних условиях также не способно принести желаемых результатов, никакие народные средства не помогут при психических заболеваниях. Прибегая к ним, вы только потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека психическое расстройство.

Если у вашего родственника плохая память, полная потеря памяти или другие симптомы, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелое заболевание, не медлите с обращением в психиатрическую клинику.

Кто лечит

Выявлением и лечением потери памяти занимаются психиатры и неврологи. Если у вас проблемы с памятью, вы можете связаться с ними или записаться на прием к ним на дому.

Какие обследования проводят для уточнения состояния памяти

После того как пациент проконсультируется с врачом, могут потребоваться анализы для уточнения состояния. Наиболее информативным из них является патопсихологическое обследование. Также используются различные тесты, рентген, томография (КТ, МРТ), ангиография, электроэнцефалография и т.д.

Можно ли полностью излечиться от приступов амнезии?

Поскольку врачи пока не могут определить, вызвана ли ТГА ишемией или эпилептической активностью, нет четкого подхода к лечению этого заболевания. Наиболее эффективным считается лечение, направленное на устранение основной аномалии. В этом случае пациент принимает следующие виды лекарств:

  • нейропротекторные препараты;
  • сосудистый;
  • противосудорожные препараты;
  • противомигренозные препараты.

Если в ходе обследования обнаруживается опухоль мозга, то под наблюдением онкологов и нейрохирургов проводится терапия. В таких случаях часто необходимо хирургическое вмешательство, так как одного медикаментозного лечения уже недостаточно.

Кроме того, может потребоваться помощь психолога или психотерапевта, чтобы помочь справиться с последствиями шока.

Женские руки записывают ручкой в блокнот
При решении проблем с помяться стоит обращать внимание на анамнез и наследственность пациента

Медикаментозная терапия

Для восстановления функции мозга необходимо восстановить мозговое кровообращение и улучшить снабжение травмированной области кислородом и питательными веществами.

Используется широкий спектр препаратов:

  • ноотропы;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • антикоагулянты и препараты, улучшающие кровообращение в сосудах головного мозга;
  • препараты, стабилизирующие работу сердечно-сосудистой системы;
  • адаптогены;
  • антидепрессанты, седативные средства.

Метод запоминания

Давайте поговорим о том, что делать, когда начинаются проблемы с памятью. Существуют специальные техники тренировки памяти и улучшения мыслительного процесса.

Врач читает пациенту десяток слов без всякого смысла. Слова повторяются два или четыре раза, в том же порядке. Затем испытуемый должен назвать слова, которые ему удалось запомнить. Через тридцать минут пациента просят повторить те же имена. На основании ответов врач делает выводы об уровне внимания и концентрации человека. Также были разработаны методики, помогающие человеку запоминать искусственные слова.

Реабилитация и восстановление образа жизни

Потеря памяти очень тяжело переносится пациентами с психологической точки зрения. Процесс реабилитации очень важен в этом случае. Специалисты помогают больному восстановить память из прошлого и запомнить новую информацию.

Важно: поддержка и понимание со стороны близких друзей очень важны в такие моменты. Это может помочь ускорить процесс восстановления.

Помимо специальных упражнений со специалистами, программа реабилитации включает в себя

  1. Заучивание стишков и песен. Вы можете начать с материала, который вы изучали в детстве, а затем перейти к новому материалу.
  2. Сбалансированное питание. Включите в рацион грецкие орехи, лесные ягоды, темный шоколад, морковь, брокколи, морепродукты и т.д.
  3. Активный образ жизни. Физические упражнения, танцы, прогулки на свежем воздухе помогают восстановить память.

Кроме того, помогают регулярные упражнения для мозга, такие как кроссворды и головоломки.

Интересные факты об амнезии

По мнению ученых, причина детской амнезии в том, что “до 4-5 лет у нас очень динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию”. По мере образования новых нейронов память может ухудшаться”.

Исследователи считают, что 7 лет – это возраст, когда у большинства детей развивается “инфантильная амнезия”. Ребенок забывает то, что произошло с ним в более раннем возрасте, хотя некоторые моменты могут влиять на него и храниться в “бессознательном”. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 5-7 лет сохраняют от 63 до 72% своих ранних воспоминаний, а дети в возрасте 8-9 лет – только 35%. А интеллектуальное развитие начинается уже в утробе матери. Младенцы поглощают информацию, они очень быстро учатся новому, их память постоянно обновляется, а механизмы памяти постоянно перестраиваются.

Существует интересное явление – “младенческая” амнезия. – характеризуется отсутствием у взрослого человека воспоминаний о раннем детстве.

В большинстве случаев дети и взрослые обычно не могут вспомнить из долговременной памяти инфантильные и ранние детские переживания (включая лица, события), которые произошли до определенного возраста сознания.

Забывать информацию – это естественно. Эксперты объясняют такое забывание тем, что мозг ребенка настолько активно поглощает новую информацию, что новые воспоминания вытесняют старые. Детские психологи связывают это изменение с изменением способа запоминания информации. В раннем взрослом возрасте гиппокамп еще не созрел для регистрации достаточного количества информации о событиях, однако где-то наши воспоминания хранятся, поскольку они могут определять наше поведение в будущем.

Интересен феномен “ложных” воспоминаний, когда мы заменяем наши воспоминания ложными фактами, когда мы путаем детские мечты с реальностью, или какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому мы не всегда можем доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может быть заменено настоящим и наоборот. Вы можете прочитать об этом явлении в книге Джулии Шоу “Ложная память. Почему нельзя доверять своим воспоминаниям”.

Интересно, что некоторые люди имеют доступ к более ранним воспоминаниям, а другие – нет: одни могут помнить события с двухлетнего возраста, а другие не помнят никаких событий жизни до семи-восьми лет. Некоторые люди могут вообще не помнить своего детства.

В среднем фрагментарные воспоминания и “картинки” начинают появляться в возрасте 3,5 лет. К 7 годам дети способны вспомнить все, что происходило в этот период, особенно в течение года. Только после трехлетнего возраста отдельные части памяти сливаются в единую систему (слияние семантической и эпизодической памяти). Через эту систему и дети, и взрослые получают доступ к информации.

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний также влияют методы воспитания их родителей. Использование развивающих стратегий в общении с детьми (вопросы типа “Расскажи мне больше”, “Что случилось потом?”) формирует у детей воспоминания о более ранних событиях, и эти воспоминания более устойчивы, потому что память можно тренировать, так же как мы тренируем все тело. Детей нужно социализировать и играть с ними, потому что именно в детстве развивается память и важные структуры и области мозга, отвечающие за язык и за то, насколько хорошо ребенок будет интегрирован в общество.

Кстати, считается, что амбидекстры, в отличие от правшей, помнят события с самого раннего детства, и даже события со слов родителей они помнят с более раннего периода. Ученые объясняют это тем, что у амбидекстров одинаково хорошо развиты левое и правое полушария мозга.

Интересно, что возраст, в котором формируются ранние воспоминания, различается в разных культурах и странах, самый ранний возраст – два года.

Но факт в том, что более подробные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче удерживать и переживать заново, и это подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование собственной точки зрения придает событиям особый смысл и помогает нашей памяти работать.

Самое странное в амнезии то, что в повседневной жизни люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретенным навыкам даже при полной потере памяти, при полной потере идентичности, когда человек вообще не помнит ни своего имени, ни своей жизни.

Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий