Психоанализ Зигмунда Фрейда – В чем особенность его взглядов?

Зигмунд Фрейд психоанализ

Сознание – это основной механизм, регулирующий поведение человека. Фрейд открыл, что за завесой сознания скрывается глубокий, “бушующий” слой непознаваемых, индивидуальных, мощных стремлений, влечений и желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия из-за присутствия бессознательных страхов и мотивов. Часто это “бессознательное” становится причиной нервно-психических расстройств. Это открытие вдохновило его на поиск инструментов, которые помогли бы освободить его пациентов от противостояния между “озвученным” сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Так родилась теория психоанализа Зигмунда Фрейда – метод лечения души.

Фрейд не ограничился изучением и лечением невропатов, но в результате своей интенсивной работы по восстановлению их психического здоровья он создал теорию, интерпретирующую переживания и поведенческие реакции больных и здоровых людей.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна как классический психоанализ. Он приобрел огромную популярность на Западе.

Термин “психоанализ” может быть представлен в трех смыслах: психопатология и теория личности, метод изучения бессознательных мыслей и чувств индивида и метод лечения расстройств личности. Классический психоанализ Фрейда продемонстрировал совершенно новую систему в психологии, которую часто называют психоаналитической революцией.

Философия психоанализа Зигмунда Фрейда заключается в следующем. Он утверждал, что гипотеза о бессознательных психических процессах, признание доктрины сопротивления и подавления, Эдипов комплекс и сексуальное развитие являются фундаментальными элементами психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не соглашаясь с вышеупомянутыми основными постулатами психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой для понимания многих процессов общественного сознания, массового поведения, индивидуальных предпочтений в политике, культуре и т.д. Согласно психоаналитической доктрине, современный субъект живет в мире напряженных психических мотивов и подавленных влечений и склонностей, что приводит к телевизионным экранам, мыльным операм и другим формам сублимированной культуры.

Фрейд различал две основные антагонистические движущие силы, а именно “танатос” и “эрос” (например, жизнь и смерть). На таких противоположно направленных мотивах – “стремлении к жизни” и “стремлении к смерти” – основаны все процессы разрушительного характера в субъекте и обществе. Фрейд рассматривал эрос широко, как стремление к жизни, и отводил ему центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание важнейшего феномена психики личности – “либидо”, или полового влечения. Центральной идеей Фрейда была концепция бессознательного сексуального поведения, лежащего в основе поведения субъекта. За большинством проявлений фантазии и творчества стоят преимущественно сексуальные проблемы. Фрейд считал все творчество символическим исполнением нереализованных желаний. Однако не стоит преувеличивать концепцию Фрейда. Он предположил, что за каждым изображением обязательно стоит интимная тема, но она, по сути, неоспорима.

Введение Зигмунда Фрейда в психоанализ часто называют концепцией бессознательной психики. Суть психоаналитического учения заключается в изучении активного аффективного целого, возникающего как следствие подавления травматического опыта из сознания. Сильной стороной этой теории всегда был акцент на невообразимой сложности аффективной стороны личности, на проблеме открыто переживаемых и скрытых влечений, на конфликтах, возникающих между различными мотивами, на трагическом противостоянии между “желаемой” и “должной” сферами. Игнорирование в воспитании бессознательных, но реальных психических процессов как детерминанты поведения неизбежно приводит к глубокому искажению всей картины внутренней жизни субъекта, что в свою очередь создает препятствие для более глубокого понимания природы и средств духовного творчества, норм поведения, структуры и деятельности личности.

Психоаналитическое обучение представляет бессознательные мотивы и процессы, и является техникой, которая заставляет объяснить бессознательное на языке сознания, поднимая его на поверхность, чтобы найти причину личного страдания, внутреннюю конфронтацию, чтобы справиться с ним.

Фрейд открыл так называемое “психическое подсознание”, в котором человек видит лучшее, хвалит его, но стремится к плохому. Проблема бессознательного остро стоит в индивидуальной психологии, социальной жизни и общественных отношениях. В результате определенных факторов возникает непонимание окружающей среды и самого себя, что способствует резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория рассматривается не только как научная концепция, но и как терапевтическая философия и практика, связанная с лечением индивидуальной психики. Она не ограничивается экспериментальными научными знаниями и последовательно согласуется с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считают психоаналитическую теорию мифом.

Эрих Фромм, например, считал психоанализ ограниченным из-за биологизации развития личности и принимал во внимание роль социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в формировании личности.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой он доказывал доминирующую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человеческая природа всегда верила в разум как в апогей человеческого опыта. Фрейд освободил человечество от этой иллюзии. Он заставил научное сообщество усомниться в святости рационального. Почему человек должен полностью полагаться на разум. Всегда ли он приносит утешение и облегчение от мучений? И является ли это испытание менее значительным по степени воздействия на личность, чем способность к разуму?

Фрейд рассуждал, что многие рациональные мысли лишь маскируют истинные суждения и чувства, другими словами, они служат для того, чтобы скрыть правду. По этой причине Фрейд использовал в лечении невротических состояний технику свободных ассоциаций, при которой пациенты, лежа в расслабленном состоянии, говорили все, что приходило им в голову, независимо от того, были ли эти мысли абсурдными или неприятными, непристойными. Сильные желания эмоционального характера ведут неконтролируемое мышление к психическому конфликту. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой забытое продолжение памяти. Однако позже он оговорился, что это не всегда так. Иногда мысль, которая приходит в голову пациенту, не совпадает с забытыми понятиями, что обусловлено психическим состоянием пациента.

Фрейд также утверждал, что сны свидетельствуют о наличии интенсивной психической жизни в глубине мозга. А анализировать сон напрямую – значит искать скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая скрывается в каждом сне. Чем сложнее сон, тем большее значение для субъекта имеет скрытое в нем содержание. На языке психоанализа это явление называется сопротивлением, и оно выражается даже тогда, когда отдельный сновидец не хочет интерпретировать ночные образы, населяющие его сознание. Через сопротивление бессознательное определяет барьеры, чтобы защитить себя. Сны выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, преобразованные в символы, становятся приемлемыми для сознания, позволяя преодолеть цензуру.

Фрейд считал тревогу синонимом аффективного состояния психики – страха, которому он посвятил специальную главу во “Введении в психоанализ” Зигмунда Фрейда. В целом, психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы направлены на предупреждение об опасности или угрозе, на разработку стратегий поведения или на адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации Я создает механизмы психологической защиты – особые виды бессознательной психической деятельности, позволяющие, по крайней мере временно, смягчить конфронтацию, снять напряжение и тревогу путем искажения реальной ситуации, изменения отношения к угрожающим обстоятельствам и замещения восприятия действительности в определенных жизненных обстоятельствах.

Старая фотография зигмунда фрэйда
Зигмунд Фрейд – это известнейший психолог и философ, открывший теорию психоанализа

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, не систематизировал свое учение о человеке. У него была своя схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда содержится в “Словаре психоанализа” Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд использовал две темы (т.е. схемы), под которыми подразумевается учение о структуре психики.

В первой топике было сказано, что психика имеет две основные инстанции: нижняя – бессознательное и верхняя – сознание. Между ними находится цензура, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или драйвов).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, предположил, что духовная субстанция в человеке имеет свое материальное воплощение в виде энергии. Он представил этот подход в своем раннем тексте “Наброски психологии” (1895).

Критика теории Фрейда

Академическая психология в 21 веке предпочитает не ссылаться на Фрейда как на надежный источник. Объяснение в том, что весь психоанализ в основном построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные причины критики:

  • Фрейд проводил свои наблюдения бессистемно, работая с записями, сделанными через много часов после сеанса терапии. Поэтому весьма вероятно, что при воспроизведении разговора ученый интерпретировал данные по своему усмотрению.
  • Нет никаких научных доказательств в пользу того, что мальчики подсознательно вожделеют своих матерей и не любят своих отцов. Также нет никаких доказательств того, что женщины завидуют мужским гениталиям.
  • Взгляд ученого на активность “мужского” и пассивность “женского” возмутил феминистских общественных деятелей.
  • Считается, что ученый игнорировал психические силы, не имеющие физиологического источника. Отсюда и ссылка Фрейда на сексуальность и все, что с ней связано.
  • Фрейдизм называют “закрытой системой”, которая игнорирует все опровержения.

Известными критиками психоаналитической теории являются В. Набоков, Пьер Жане, Эрих Фромм, В. Лейбин, Л. Стивенсон и Дж. Айзенк. Психологическое направление бихевиоризма в целом считает психоанализ лженаукой, а некоторые критики искажают имя ученого, называя его “Обманщиком”.

Однако сегодня психоаналитическое течение в психологии считается самым сильным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных трудов. Его вклад в развитие психологической науки трудно переоценить. Не без оснований А. Эйнштейн назвал его “Коперником бессознательного”.

Психоанализ в психологии

Психоанализ показывает, как бессознательное противостояние влияет на самовосприятие и эмоциональную сторону личности, ее взаимодействие с остальным окружением и другими социальными институтами. Причина конфликта кроется в самих обстоятельствах, которые переживает человек. В конце концов, человек – это одновременно биологическое и социальное существо. В соответствии с собственными биологическими побуждениями он стремится к удовольствию и избегает боли.

Психоанализ – это понятие, введенное Зигмундом Фрейдом для описания новой методологии изучения и лечения психических расстройств. Принципы психологии многогранны и обширны, а одной из самых известных техник в психологической науке является психоанализ.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Бессознательная часть хранит множество фантазий и желаний человека. Желания могут быть перенаправлены в сознательную часть, если на них направлено достаточно внимания. Явление, которое человеку трудно понять, потому что оно противоречит его моральным принципам или слишком болезненно для него, находится в бессознательной части. На самом деле, эта часть отделена от двух других цензурой. Поэтому всегда следует помнить, что объектом тщательного изучения психоаналитической методологии является отношение сознательной части к бессознательной.

Психологические науки включают в число основных механизмов психоанализа: анализ незаинтересованных действий симптоматической структуры, возникающих в повседневной жизни, анализ с помощью свободных ассоциаций, толкование сновидений.

Благодаря психологическим наукам человек открывает для себя ответы на вопросы, волнующие его душу, в то время как психоанализ лишь подталкивает его к поиску ответа, зачастую одностороннего и закрытого. Психологи работают в основном с мотивацией, эмоциями, отношением к реальности и сенсорными представлениями клиентов. Психоаналитики сосредотачиваются в основном на сущности человека, на его бессознательном. В то же время и психологическая практика, и психоаналитическая методология имеют нечто общее.

Каменные маски висят на белой стене
Взгляды Фрейда постоянно используются в философии и психологии

Теория психоанализа

Психоанализ основан на идее о том, что мотивация человеческого поведения в значительной степени непознаваема и неочевидна. В начале 20-го века З. Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила по-другому взглянуть на внутреннее противостояние. В этой структуре он выделил три компонента, которые назвал “Оно”, “Я” и “сверх-Я”. Движущий полюс индивида называется “оно”. Все процессы в нем происходят бессознательно. Из “этого” возникает и формируется во взаимодействии с окружающей средой и окружением

“Я”, которое представляет собой сложный набор идентификаций с другими “я”. На поверхности сознания, в предсознательной и бессознательной плоскостях “я” функционирует и осуществляет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначены для того, чтобы субъекты могли адаптироваться к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Однако из-за нарушения психологического развития такие естественные и распространенные методы адаптации в семье могут сами стать причиной серьезных проблем. Любая защита не только ослабляет воздействие реальности, но и искажает ее. Когда эти искажения становятся слишком масштабными, адаптивные защитные механизмы перерастают в психопатологическое явление.

“Эго” рассматривается как центр, территория, где две реальности пересекаются и накладываются друг на друга. Одна из его важнейших функций – проверка реальности. “Неизменно сталкиваясь с трудными и амбивалентными требованиями Я, внешней среды и сверх-Я, Я вынуждено идти на компромиссы.

Каждый психопатологический феномен – это компромиссное решение, неудачная попытка самоисцеления психики, возникающая в ответ на болезненные переживания, вызванные интрапсихической конфронтацией. Супер-эго” – это хранилище моральных заповедей и идеалов, выполняющее несколько важных функций в психической регуляции, а именно: контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Фромм развивал гуманистический психоанализ, чтобы расширить границы психоаналитического учения и подчеркнуть роль экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в формировании личности.

Психоанализ Фромма лаконичен: его интерпретация личности началась с анализа обусловленности индивида и того, как она менялась со Средних веков до 20-го века. Гуманистическо-психоаналитическая концепция была разработана для разрешения фундаментальных противоречий человеческого существования: эгоизма и альтруизма, обладания и жизни, негативной “свободы от” и позитивной “свободы для”.

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисной фазы современной цивилизации лежит в создании так называемого “здорового общества”, основанного на убеждениях и признаках гуманистической морали и восстановлении гармонии между природой и субъектом, личностью и обществом.

Эрих Фромм считается основателем неофрейдизма, движения, которое распространилось в основном в США. Неофрейдисты объединили фрейдистский психоанализ с американской социологической наукой. Среди наиболее известных работ неофрейдизма – психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли серьезной критике цепь постулатов классического психоанализа, касающихся трактовки процессов, происходящих в психике, но сохранили основные элементы его теории (концепцию иррациональной мотивации действий субъекта).

Неофрейдисты делали упор на изучение межличностных отношений, чтобы найти ответы на вопросы о существовании личности, о правильном образе жизни и о том, что человек должен делать.

Согласно психоанализу Хорни, существуют три основные поведенческие стратегии, которые человек может использовать для разрешения основного конфликта. Каждая стратегия соответствует определенной базовой ориентации по отношению к другим участникам:

  1. Стратегия движения к обществу или ориентация на отдельных людей (соответствует консенсусному типу личности);
  2. Стратегия движения против общества или ориентация на подчиненных (соответствует враждебному или агрессивному типу личности);
  3. Стратегия отстранения от общества или ориентация на отдельных людей (соответствует отстраненному или изолированному типу личности).

Индивидуально-ориентированный стиль взаимодействия характеризуется покорностью, неуверенностью и беспомощностью. Они руководствуются убеждением, что если человек отступит, то ему не будет причинен вред.

Покладистый тип нуждается в любви, защите и руководстве в своих действиях. Они обычно заводят отношения, чтобы избежать чувства одиночества, никчемности или беспомощности. За их добротой может скрываться подавленная потребность в агрессивном поведении.

Антисубъектно-ориентированный стиль поведения характеризуется доминированием, агрессивностью и эксплуатацией. Человек действует, полагая, что он обладает властью, поэтому никто не причинит ему вреда.

Враждебный тип придерживается мнения, что общество агрессивно и что жизнь – это борьба со всеми. Следовательно, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или отношения с точки зрения того, что он получит от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип может вести себя корректно и дружелюбно, но в конечном итоге его поведение всегда направлено на получение власти над своим окружением. Все его действия направлены на повышение собственного статуса, авторитета или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, эта стратегия показывает необходимость эксплуатации окружающей среды, получения социального признания и восхищения.

Отстраненный тип занимает оборонительную позицию “мне все равно” и следует принципу, что если он отстранится, то ему не причинят вреда. Для этого типа характерен следующий принцип: никогда, ни при каких обстоятельствах не увлекаться. Неважно, романтика это или работа. Вследствие этого они теряют реальный интерес к окружающему миру и становятся зависимыми от поверхностных удовольствий. В этой стратегии заложено стремление к уединению, автономии и самодостаточности.

Вводя такое разделение поведенческих стратегий, Хорни отметила, что понятие “типы” использовалось в концепции для упрощения идентификации индивидов, которые характеризовались наличием определенных черт личности.

Девушка лежит на боку на кровати
Психоанализ заключается в том, что в личности человека сочетаются несколько уровней сознания и осознанности

Психоаналитическое направление

Самым мощным и разнообразным течением в современной психологии является психоаналитическое течение, которое обязано своим возникновением психоанализу Фрейда. Наиболее известными работами психоаналитического направления являются индивидуальный психоанализ Адлера и аналитический психоанализ Юнга.

В своих трудах Альфред Адлер и Карл Юнг поддерживали теорию бессознательного, но пытались ограничить роль интимных импульсов в интерпретации человеческой психики. Как следствие, бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру было стремление к власти как инструменту компенсации чувства неполноценности.

Психоанализ Юнга вкратце: Г. Юнг положил начало концепции “коллективного бессознательного”. Он считал, что бессознательная психика пронизана структурами, которые не могут быть приобретены индивидуально, а являются даром далеких предков, в то время как Фрейд полагал, что бессознательная психика субъекта может содержать явления, ранее изгнанные из сознания.

Далее Юнг развивает концепцию двух полюсов бессознательного, коллективного и личного. Юнг назвал поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с личным опытом, то есть забытые воспоминания, подавленные влечения и желания, забытые травматические впечатления, личным бессознательным. Она зависит от личной истории субъекта и может пробуждаться в фантазиях и снах. Коллективное бессознательное он назвал сверхличным бессознательным психики, которое включает в себя драйвы, инстинкты, которые в личности представляют природное творение, и архетипы, в которых находится душа человека. Коллективное бессознательное включает в себя национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также некоторое наследие, которое люди переняли от животных. Инстинкты и архетипы играют определенную роль в регулировании внутренней жизни человека. Инстинкт определяет определенное поведение субъекта, в то время как архетип определяет специфическое формирование сознательных содержаний психики.

Юнг различал два типа людей: экстраверт и интроверт. Первый тип характеризуется внешней ориентацией и озабоченностью социальной деятельностью, а второй – внутренней ориентацией и концентрацией на личных влечениях. Юнг обозначал эти субъектные влечения термином “либидо” так же, как и Фрейд, но Юнг не приравнивал термин “либидо” к сексуальному инстинкту.

Таким образом, психоанализ Юнга является дополнением к классическому психоанализу. Философия психоанализа Юнга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, а также антропологии, этнографии, философии и эзотерики.

Адлер, трансформируя первоначальный постулат психоанализа, выделил чувство неполноценности, вызванное, прежде всего, физическими дефектами, как фактор развития личности. В ответ на эти чувства возникает желание компенсировать их, чтобы получить преимущество над другими. Источник неврозов, по его мнению, лежит в комплексе неполноценности. Он в корне не соглашался с утверждениями Юнга и Фрейда о преобладании в поведении и личности человека личных бессознательных инстинктов, которые противопоставляют и отчуждают человека от общества.

Краткое содержание психоанализа Адлера: Адлер утверждал, что чувство общности с обществом, которое стимулирует социальное взаимодействие и ориентацию на других, является главной силой, движущей человеческим поведением и определяющей жизнь индивида, а не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако между тремя концепциями – индивидуальным психоанализом Адлера, психоаналитической теорией Юнга и классическим психоанализом Фрейда – есть нечто общее: все они утверждали, что человек обладает внутренней, индивидуальной природой, которая влияет на формирование личности. Только Фрейд отводил решающую роль сексуальным мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первобытным типам мышления.

Другим убежденным сторонником психоаналитической теории Фрейда был Э. Берн. Развивая идеи классического психоанализа и разрабатывая методы лечения нервно-психических расстройств, Берн сосредоточил свое внимание на так называемых транзакциях, составляющих основу человеческих взаимоотношений. Психоанализ Берна: Он рассмотрел три состояния эго, а именно: ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что при любом взаимодействии с окружающей средой субъект всегда находится в одном из этих состояний.

Берна “Введение в психоанализ” – эта работа была разработана для объяснения динамики индивидуальной психики и анализа проблем, с которыми сталкиваются пациенты. В отличие от своих коллег-психоаналитиков, Берн считал, что важно свести анализ проблем индивида к истории жизни его родителей и других предков.

Берна “Введение в психоанализ” посвящено анализу типов “игр”, используемых людьми в повседневном общении.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои психоаналитические техники, которые состоят из нескольких этапов: этап производства материала, этап анализа и рабочий альянс. Основными методами получения материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.

Метод свободных ассоциаций – это диагностическая, исследовательская и терапевтическая техника классического фрейдистского психоанализа. Она основана на использовании ассоциативного мышления для получения представлений о глубинных психических процессах (в основном бессознательных) и использования этих представлений для коррекции и лечения функциональных психических расстройств путем осознания клиентами источников, причин и природы их проблем. Особенностью этого метода является совместно направленная, сознательная и целенаправленная борьба пациента и терапевта с ощущениями психологического дискомфорта или болезни.

Метод заключается в том, что пациент произносит любые мысли, которые приходят ему в голову, даже если они абсурдны или непристойны. Эффективность метода во многом зависит от отношений, сложившихся между пациентом и терапевтом. В основе этих отношений лежит феномен переноса, который заключается в бессознательном переносе пациентом на терапевта характеристик своих родителей. Другими словами, клиент переносит на терапевта чувства, которые он испытывал к окружающим его предметам в раннем возрасте; другими словами, он проецирует свои ранние детские желания и отношения на другого человека.

Процесс постижения причинно-следственных связей в психотерапии, конструктивной трансформации личных установок и убеждений, отказа от старых моделей поведения и формирования новых сопровождается определенными трудностями, сопротивлением, резистентностью со стороны клиента. Сопротивление – признанный клинический феномен, сопровождающий любую форму психотерапии. Это относится к желанию не затрагивать бессознательный конфликт, тем самым препятствуя любым попыткам определить истинные источники проблем личности.

Фрейд рассматривал сопротивление как противодействие бессознательным попыткам клиента воссоздать в своем сознании “подавленный комплекс”. Фаза анализа включает в себя четыре этапа (конфронтация, интерпретация, уточнение и проработка), которые не обязательно являются последовательными. Другим важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой относительно здоровые, разумные отношения между клиентом и терапевтом. Это позволяет клиенту целенаправленно работать в аналитической ситуации.

Метод толкования снов заключается в том, чтобы найти скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, стоящую за каждым сном.

Современный психоанализ

Современный психоанализ вырос из концепций Фрейда. Это постоянно развивающаяся теория и методология, направленная на раскрытие самых сокровенных аспектов человеческого состояния.

За более чем столетие психоаналитическое учение претерпело множество кардинальных изменений. На основе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, включающая в себя множество практических подходов и научных точек зрения.

Современный психоанализ – это совокупность подходов, имеющих общий объект анализа. Этот объект – бессознательные аспекты психического существа субъекта. Общая цель психоаналитических трудов – освободить человека от различных бессознательных ограничений, которые причиняют страдания и блокируют прогрессивное развитие. Психоанализ изначально развивался исключительно как лечение неврозов и изучение бессознательных процессов.

В современном психоанализе выделяют три взаимосвязанных пути: психоаналитическая концепция, которая лежит в основе различных практических подходов; прикладной психоанализ, целью которого является изучение культурных феноменов и социальных проблем; клинический психоанализ, целью которого является оказание психологической и психотерапевтической помощи в случаях личностных трудностей или нервно-психических расстройств.

Если во времена Фрейда особое распространение получили концепции влечений и теория инфантильного сексуального желания, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений является эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим, техника психоанализа постоянно трансформируется.

Современная психоаналитическая практика вышла далеко за рамки лечения невротических состояний. Хотя симптоматика невроза по-прежнему рассматривается как показание к применению классических техник психоанализа, современное психоаналитическое учение находит соответствующие способы работы с людьми, имеющими различные проблемы – от тех, кто испытывает психологические трудности, до тех, кто страдает тяжелыми психическими заболеваниями.

Структурный психоанализ и неофрейдизм считаются наиболее популярными направлениями современной психоаналитической теории.

Структурный психоанализ – это направление современного психоанализа, основанное на использовании языка для оценки бессознательного, характеристики подсознания и лечения нервно-психических заболеваний.

Неофрейдизмом также называют течение в современной психоаналитической теории, возникшее на основе реализации постулатов Фрейда относительно бессознательной эмоциональной мотивации субъектов. Более того, всех сторонников неофрейдизма объединяло желание переосмыслить теорию Фрейда в направлении придания ей более социологического характера. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивность и сексуальный детерминизм, а также придали меньшее значение бессознательному.

Таким образом, развитие психоанализа привело к многочисленным модификациям, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако общим для всех сторонников психоанализа является признание суждения о “сознательном и бессознательном”.

Женщина в желтой комнате лежит на подушке
Современный психоанализ в большинстве своем основан на теориях Фрейда

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидинальная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором в формировании характера человека. Личность проходит несколько стадий в своем развитии, они связаны со смещением эрогенных зон – тех участков тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных стадий (этапов).

Оральная стадия (до 1 года) – в этот период удовлетворение желания происходит путем дразнения ротовой полости. Ребенок сосет молоко, глотает, а когда еды нет, сосет собственный палец. Не все желания младенца могут быть удовлетворены, поэтому появляются первые ограничения, и эго (самость) начинает формироваться. Это развивает такие черты характера, как жадность, требовательность и ненасытность ко всему, что предлагается.

Ректальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Малыш осваивает навыки пользования туалетом. Родители приучают к порядку, появляются новые требования и запреты. Супер-эго (сверх-Я) начинает формироваться как воплощение социальных норм, внутренней цензуры и совести. В этот период развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и т.д. Согласно Фрейду, детей следует поощрять регулярно испражняться и хвалить, так у ребенка развивается позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая фаза (3-5 лет). Ребенок осознает свои половые различия и начинает интересоваться своими гениталиями. Если раньше сексуальность ребенка была ориентирована на себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. У мальчиков возникает комплекс Эдипа, у девочек – комплекс Электры. Это период жесткого торможения, в котором интенсивно формируется супер-эго (сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная фаза (5-12 лет) – это период сексуального торможения, особенно в возрасте 6-7 лет. Подготовка к взрослой жизни продолжается. Эго и супер-эго активно развиваются. Побуждения, вызванные эго, эффективно контролируются. Детские сексуальные желания подавляются, а интересы ребенка направляются в другое русло: общение с друзьями, учеба в школе и т.д.

Генитальная фаза (с 12 лет) начинается с полового созревания. Происходит подключение всех эрогенных зон и появляется желание нормального полового акта. Подростковый возраст характеризуется повышенной сексуальной возбудимостью и активностью. Ид усиливает свое действие, и личность вынуждена бороться со своими агрессивными импульсами с помощью механизмов психологической защиты.

Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий