Память человека – 5 техник для улучшения памяти

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Мозг.

Содержание
  1. Что такое память в психологии
  2. Виды памяти по типу сохранения информации
  3. Оперативная память
  4. Сенсорная память
  5. Кратковременная память
  6. Долговременная память
  7. Виды памяти по объекту запоминания
  8. Образная память
  9. Моторная или двигательная память
  10. Эмоциональная память
  11. Словесно-логическая память
  12. Виды памяти по типу запоминания
  13. Непроизвольная память
  14. Произвольная память
  15. Как работает ваша память
  16. Гипотеза Х. Хидена
  17. Механизм кратковременной памяти
  18. Механизм долговременной памяти
  19. Какие процессы происходят с вашей памятью
  20. Запоминание
  21. Сохранение
  22. Воспроизведение
  23. Припоминание
  24. Забывание
  25. Эффекты и феномены памяти
  26. Качество памяти
  27. Как тренировать память
  28. Существуют также упражнения для тренировки слуховой памяти
  29. Тренировка памяти у детей
  30. Тест на определение объема кратковременной памяти
  31. Мнемотехники (упражнения для запоминания)
  32. Метод историй
  33. Метод «Цепочка»
  34. Метод Цицерона
  35. Нарушения памяти
  36. Советы как развить хорошую память

Что такое память в психологии

Память – один из важнейших когнитивных процессов. Благодаря ей мы можем сохранять информацию о событиях и явлениях из прошлого, сравнивать их с текущими событиями и принимать решения, действовать и прогнозировать будущее. Хорошая память – залог успеха в любой деятельности.

Хорошо известно, что память можно тренировать и улучшать. Однако мы часто не задумываемся о том, какой тип памяти нам нужно “прокачать”. Поэтому необходимо познакомиться с этими типами.

Виды памяти по типу сохранения информации

Память не просто так является когнитивной. Как и любой процесс, запоминание и сохранение занимает время и имеет свои уровни или стадии, которые также считаются видами памяти.

Оперативная память

Хотя она является частью процессов запоминания, она каким-то образом отделена от них. Она обслуживает деятельность человека. Информация хранится на этом уровне в течение короткого времени, но, что более важно, мозг не относится к ней как к чему-то, что можно запомнить. Почему? Потому что он нужен нам только для определенных операций. Например, чтобы понять предложение, нам нужно сохранить в памяти значения слов, которые мы читаем. Но иногда предложения могут быть настолько длинными, что вы забываете, что было первым, не дойдя до конца предложения.

Рабочая память является поверхностной и кратковременной. Однако он необходим для действий и может быть развит в большей степени. Он обучен только для действий. Например, при чтении вы постепенно научитесь понимать более сложные и длинные предложения, в основном за счет улучшения рабочей памяти. Хорошая рабочая память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это первый этап в процессе запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлексивным уровнем. Сенсорная память включает в себя очень короткое хранение сигналов, посылаемых нервными клетками органов чувств. Сенсорная память длится от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два типа сенсорной памяти:

  • визуальный,
  • слуховой.

Слуховые образы, с другой стороны, хранятся немного дольше. Эта функция позволяет нам понимать речь и слушать музыку. Достоинство сенсорной памяти в том, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целую мелодию. Новорожденный ребенок, чьи органы чувств еще не полностью развиты, воспринимает весь мир как скопление цветных пятен. Способность воспринимать картину целиком также является результатом развития зрительной сенсорной памяти.

Информация, которая привлекает наше внимание, переносится из сенсорной памяти в кратковременную память. Правда, это очень малая часть сигналов, получаемых нашими органами чувств, большинство из них не привлекают нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз”. И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрироваться.

Девушка устала и заснула за компьютером
Выделяют несколько видов памяти человека

Кратковременная память

Это первый этап обработки информации для хранения. Почти все, что привлекает наше внимание, попадает в кратковременную память, но остается там всего около 30 секунд. Это время, необходимое мозгу для того, чтобы начать обрабатывать данные и определить, нужны они или нет.

  • Кратковременная память также невелика – 5-7 не связанных между собой предметов: слова, числа, зрительные образы, звуки и т.д.
  • На этом уровне информация оценивается; то, что необходимо, дублируется, повторяется и имеет шанс сохраниться на более длительный период времени.

Более длительное удержание информации (но не более 7 минут) требует поддержания сфокусированного внимания, которое является сигналом о том, что информация необходима. Напротив, недостаток внимания приводит к явлению, называемому замещением. Это происходит, когда приток информации в мозг слишком велик, чтобы кратковременная память могла ее обработать. В результате вновь поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно теряются.

Это происходит при подготовке к экзаменам, когда студенты пытаются “впитать” как можно больше информации за ограниченное время, не давая мозгу усвоить ее должным образом. Сознательное повторение и декламация могут предотвратить подмену, сохранить большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить его переход в долговременную память. Чем дольше информация хранится в кратковременной памяти, тем более прочной она является.

Долговременная память

Это хранилище различных данных, которое характеризуется практически неограниченным временем хранения и огромной емкостью. Бывает, например, что перед экзаменом студент жалуется, что ему нужно столько всего запомнить. А поскольку информации слишком много, его голова буквально забита, и он уже не может в ней уместиться. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что для нее нет места, а потому, что мы не помним ее правильно.

Уровень долговременной памяти только получает и хранит информацию в течение длительного времени. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать дальнейшую информацию, потому что связи с уже известным формируются быстрее.

Проблема с сохранением долговременной памяти может быть вызвана и другими причинами. Информацию, хранящуюся долгое время, бывает трудно извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний слой, где хранятся часто используемые знания. Их легко вспомнить, потому что они всегда под рукой.
  2. Нижний слой, где хранится “закрытая” информация, которая долгое время не использовалась, поэтому оценивается мозгом как неважная или даже ненужная. Припоминание требует усилий и специальной мнемической деятельности (связанной с процессами памяти). Чем реже используется информация, тем глубже она сохраняется в долговременной памяти. Иногда для того, чтобы добраться до сути дела, требуются радикальные меры, такие как гипноз, а иногда достаточно незначительного события, чтобы запустить цепь ассоциаций.

Однако разнообразие типов памяти не ограничивается фазами, различающимися по длительности удержания информации.

Виды памяти по объекту запоминания

На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать разнообразную информацию, которая поступает в наш мозг по разным каналам и разными путями. В зависимости от того, какие процессы задействованы, существуют различные типы памяти.

Образная память

Большая часть нашей памяти хранится в виде образов. Все наши органы чувств участвуют в нашей памяти:

  • Зрительные рецепторы обеспечивают зрительные образы, включая информацию в виде печатного текста;
  • Слуховые – звуки, включая музыку и человеческую речь;
  • тактильный – тактильные ощущения;
  • Обоняние – запахи;
  • Вкус – разнообразие вкусов.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот тип памяти не только является самым большим хранилищем информации, но и может характеризоваться буквально феноменальной точностью. Так называемая эйдетическая память известна тем, что позволяет запоминать образы с фотографической точностью и деталями. Наиболее изученные случаи такой памяти связаны со зрительным полем. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно страдают какими-либо психическими расстройствами, например:

Аутизм

Шизофрения

Суицидальные мысли

Моторная или двигательная память

Это очень древний тип памяти, восходящий к началу эволюции. Но двигательная память по-прежнему играет огромную роль, и не только в спорте. Вот мы идем к столу, берем чашку, наливаем в нее чай, пишем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без двигательной памяти. Что сказать о важности двигательных навыков в работе или спорте. Без двигательной памяти это невозможно:

  • Обучение детей письму;
  • Учиться вязать, вышивать, рисовать;
  • Даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Эмоциональная память менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее важной. Но это не так. Вся наша жизнь пропитана эмоциями, и без них она потеряла бы свой смысл и привлекательность. Конечно, лучше всего запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны вспомнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с мамой, радость встречи с друзьями или получения пятерки в школе.

Эмоциональная память является сильно ассоциативной, что означает, что воспоминания вызываются путем установления связи – ассоциации с определенным явлением или событием. Часто достаточно лишь незначительной детали, чтобы на нас снова обрушился водопад чувств, которые мы когда-то пережили. Действительно, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которую они имели в начале.

Важно сказать, что иногда память играет плохую шутку с нами и формируется на основе смешанных ассоциаций, также подключается фантазия. В связи с этим мы запоминаем не реальное события, а буквально бред.

Эмоциональная память также важна, поскольку эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами, запоминается и сохраняется дольше.

Маленькая девоча лежит на коленях матери
Эмоции позволяют увеличить срок хранения информации в нашей памяти

Словесно-логическая память

Эта память считается уникально человеческой. Любители животных могут утверждать, что животные, такие как собаки и кошки, хорошо запоминают слова. Да, это так. Но слова для них – это просто комбинации звуков, связанные с определенным зрительным, слуховым или обонятельным образом. Для человека словесно-логическая память является семантической, сознательной по своей природе.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как определенные чувства. И ярким примером такой концептуальной памяти является рассказ Антона Чехова “Лошадиная фамилия”. В ней человек запоминал имя по его значению, а потом долго вспоминал это “лошадиное” имя. И это оказался Овсов. То есть сработало ассоциативное и семантическое запоминание.

Кстати, словесно-логическая память работает лучше, когда нужно запомнить не отдельные слова, а их смысловые конструкции – предложения, объединенные в текст с более развернутым смыслом. Вербально-логическая память не только самый молодой тип, но и требует сознательного, целенаправленного развития, т.е. включает в себя приемы запоминания и волевую умственную деятельность.

Виды памяти по типу запоминания

Большая часть информации, поступающей в мозг, требует сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывают случаи, когда для того, чтобы вспомнить, требуются усилия. В зависимости от степени психической активности память делится на непроизвольную и добровольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого ученика или студента – чтобы знания запоминались без всяких усилий. Действительно, очень много информации запоминается именно таким образом – непроизвольно, то есть без каких-либо волевых усилий. Однако для того, чтобы активировать механизм непроизвольной памяти, необходимо выполнить важное условие. То, что запоминается непроизвольно, – это то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • Яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • Важная информация (ситуации, угрожающие жизни и здоровью человека или его родственников, важные, ключевые жизненные события и т.д.).
  • Данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека
  • Эмоционально заряженная информация;
  • Информация, непосредственно связанная с профессиональной деятельностью или деятельностью, связанной с работой, или творческой деятельностью.

Другая информация сама по себе не запоминается, если только проницательный ученик не способен увлечься и заинтересоваться учебным материалом. Тогда усилия по запоминанию будут минимальными.

Произвольная память

Любое обучение, будь то в школе или в профессиональной деятельности, заключается не только в усвоении яркой и увлекательной информации, но и в том, что необходимо. Это важно, даже если это не очень интересно, и это нужно запомнить. Вот для чего нужна произвольная память.

Это не просто и даже не столько простой стереотип, что “это должно быть написано в голове”. Это, прежде всего, специальные техники запоминания. Их также называют мнемониками в честь древнегреческой музы Мнемосины.

Первые мнемонические техники были разработаны в Древней Греции, но их эффективно используют и сегодня, создав множество новых приемов, помогающих запоминать сложную информацию. К сожалению, большинство людей не знают их и просто используют повторение информации. Это, конечно, самая простая, но и наименее эффективная техника запоминания. В нем теряется до 60% информации, и он требует много усилий и времени.

Как работает ваша память

Гипотеза Х. Хидена

Одной из популярных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, то есть механизм памяти включает в себя изменение структуры РНК.

Информация, лежащая в основе долговременной памяти, закодирована, хранится в структуре полинуклеотидной цепи молекулы (молекула РНК состоит из одной полинуклеотидной цепи, две полинуклеотидные цепи составляют молекулу ДНК). Различная структура импульсных потенциалов, в которых кодируется специфическая сенсорная информация в афферентных нервных путях, приводит к различной перестройке молекулы РНК, к специфическому для сигнала перемещению нуклеотидов в их цепи. Таким образом, каждый сигнал фиксируется как специфический отпечаток в структуре молекулы РНК.

Исходя из гипотезы Хидена, можно предположить, что глиальные клетки участвуют в метаболическом цикле кодирования входящих сигналов, изменяя нуклеотидный состав синтезируемой ими РНК. Все множество вероятных перестановок и комбинаций нуклеотидных элементов позволяет зафиксировать в структуре молекулы РНК огромное количество информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10 – 1020 бит, что намного превышает реальный объем человеческой памяти.

Процесс закрепления информации в нервной клетке отражается в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий след изменений в молекуле РНК. В этом случае белковая молекула становится чувствительной к определенному паттерну импульсного потока, и поэтому она как бы распознает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом паттерне (схеме) импульсации. Это вызывает высвобождение медиатора в соответствующем синапсе, что приводит к передаче информации от одной нервной клетки к другой в системе нейронов, отвечающих за консолидацию, хранение и воспроизведение информации.

Механизм кратковременной памяти

Гиппокамп и структуры лимбической системы мозга участвуют в кратковременной памяти. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей центростремительной информации на входе в бодрствующий мозг. Реализация феномена кратковременной памяти практически не требует и вряд ли связана со значительными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, поскольку для соответствующих изменений в синтезе матричной (информационной) РНК требуется больше времени.

Несмотря на различия в гипотезах и теориях относительно природы кратковременной памяти, в их основе лежит предположение, что существуют кратковременные, обратимые изменения физико-химических свойств мембран и динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с краткосрочными метаболическими изменениями во время синаптической активации могут привести к изменениям в эффективности синаптической передачи, длящимся несколько секунд.

Механизм долговременной памяти

Преобразование кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) обычно является результатом появления постоянных изменений в синаптической проводимости в результате повторной стимуляции нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нейронных образованиях. Согласно современным данным нейрофизиологии и нейрохимии, долговременная память основана на сложных химических процессах синтеза белковых молекул в клетках мозга.

Изменения, наблюдаемые в медиаторных механизмах, которые обеспечивают процесс химической передачи возбуждения от одной нервной клетки к другой, также имеют определенное значение в механизмах долговременной памяти. Пластические химические изменения в синаптических структурах связаны с взаимодействием медиаторов, таких как ацетилхолин, с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Ca2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к медиаторам. Было установлено, что обучение сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, который разрушает ацетилхолин, а вещества, ингибирующие холинэстеразу, вызывают значительное ухудшение памяти.

Возможными субстратами долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белки и специфический белок S-100. Некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.) относятся к тем пептидам, которые стимулируют механизм обучения в условном рефлексе.

Две маленкьие девочки играют с мягкими игрушками
Чтобы улучшить память, важно понять как она работает

Какие процессы происходят с вашей памятью

Запоминание

Память – это процесс запоминания и хранения информации. Запоминание зависит от особенностей человека, его интересов и знаний.

На эффективность и стратегию запоминания влияют объем материала, степень однородности, порядок и мотив запоминания.

Для оценки запоминания, его эффективности и продолжительности используются две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократного повторения (насыщения). Поэтому мы можем говорить о различных длительностях памяти: кратковременной, оперативной и долговременной.

В зависимости от уровня активности этого процесса принято различать 2 типа запоминания:

Намеренный

Непреднамеренный

Непроизвольное запоминание – удержание в памяти многократно воспринятого материала без волевого усилия и цели запоминания.

Непроизвольное запоминание – особая деятельность, запоминание с намерением удержать материал в памяти.

При изучении памяти используются такие характеристики, как осмысленность и бессмысленность материала. Поскольку продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.

Сохранение

Вся полученная информация не только запоминается, но и сохраняется. Удержание – это более или менее постоянное сохранение определенной информации в нашей памяти.

Прочность запоминания обеспечивается, с одной стороны, осмыслением информации, а с другой – повторением, которое должно быть разнообразным по содержанию и форме. Определенный период времени, в течение которого опыт сохраняется, делает обучение возможным.

Воспроизведение

Репродукция – это появление образа объекта в поле сознания без повторного восприятия этого объекта. Этот процесс берет информацию из долговременной памяти и переносит ее в рабочую память. В поле сознания появляются образы и восприятия ранее воспринимаемых объектов. Причем чем более вы креативны, тем более подробная картинка предстанет перед вами.

В зависимости от объема воспроизводимой информации этот процесс делится на полное или частичное воспроизведение. В зависимости от степени активности процесса различают добровольное воспроизведение (то есть намеренное; оно может происходить легко или с трудом) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают спонтанно, например, ассоциации). В зависимости от величины задержки между вспоминанием и извлечением, извлечение делится на немедленное и отсроченное. В зависимости от характера цели (намеренной или ненамеренной), существуют прямые и косвенные процедуры извлечения (припоминание и узнавание).

Припоминание

Воспоминание – это умственные операции, связанные с поиском, извлечением или восстановлением информации из долговременной памяти. Для этого требуется усилие воли. Для того чтобы решить задачу вспомнить что-то, можно достичь промежуточных целей для решения основной задачи. Использование посредников является преднамеренным. Мы сознательно отмечаем то, что может помочь нам вспомнить, или думаем о том, что находится в связи с тем, что мы ищем, или оцениваем то, что мы помним, или оцениваем, почему это не подходит.

Ученые выявили особенность этих процессов: количество воспоминаний меньше, чем количество узнаваний. Качество памяти определяется извлечением информации. Эффективное извлечение информации – это способность восстанавливать связи в тексте и о тексте.

Забывание

Забывание – это процесс, характеризующийся постепенным снижением способности вспоминать и припоминать выученный материал. Впервые этот феномен был изучен немецким психологом Германом Эббингаузом.

Основными факторами, вызывающими забывание, являются время и степень активного использования имеющейся информации (т.е. забывается то, что не является постоянно нужным и необходимым).

Избирательность забывания проявляется также в том, что детали забываются быстрее, а общие утверждения и выводы сохраняются в памяти дольше. Забвение происходит неравномерно. В первые 5 дней после запоминания забывание происходит быстрее, чем в последующие 5 дней. Забывание – это утрата способности воспроизводить, а иногда и узнавать то, что было ранее запомнено. Чаще всего мы забываем о вещах, которые не являются важными. Забывание может быть частичным или полным.

Девушка рассматривает фотографии с полароида
Любая информация рано или поздно забывается

Эффекты и феномены памяти

Особое внимание уделяется феномену реминисценции, т.е. отсроченному, непроизвольному извлечению информации. Реминисценция означает, что восстановление выученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. Это связано с пониманием информации (то, что плохо понимается, понимается через некоторое время).

Память зависит от качества предыдущего обучения. Чаще всего это происходит при заучивании большого количества материала. Эксперименты показали, что это явление чаще возникает у детей, чем у взрослых.

Если испытуемому предъявляют серию стимулов для запоминания, а затем просят воспроизвести стимулы в случайном порядке, то первый и последний стимулы будут воспроизведены с большей вероятностью, чем стимулы в середине серии. Это явление получило название “эффект предшествования и актуальности”.

Блюма Вольфовна Зейгарник, советский психолог и основатель советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффектом Зейгарник. Эффект Зейгарник предполагает, что незавершенный гештальт – прерванное действие – запоминается лучше.

Если людям предъявляют серию заданий и позволяют выполнить некоторые из них, а другие прерывают незавершенными, то обнаруживается, что испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем задания, завершенные на момент прерывания. Это объясняется тем, что когда респондентам дают задание, у них возникает потребность его выполнить, и эта потребность усиливается по мере выполнения задания. Эта потребность полностью реализуется, когда задача выполнена, и остается неудовлетворенной, когда она не выполнена. Из-за взаимосвязи между мотивацией и памятью, первая влияет на избирательность памяти, сохраняя следы невыполненных задач.

В 1885 году немецкий ученый Х. Эббингауз открыл кривую забывания, которая показывает, сколько из прочитанного нами запоминается через разные промежутки времени.

Для проведения эксперимента он составил списки псевдослогов, образованных из двух согласных и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка он воспроизведет через 20 минут, 1 час, 7-9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.

В первые часы количество усвоенной информации быстро уменьшается, и через 10 часов составляет всего 35% от того, что было усвоено. Затем процесс забывания идет медленно, и через 6 дней в памяти остается 20% от общего количества первоначально выученных слогов, столько же остается и через месяц.

Величину, прибавляемую к количеству правильно выученных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания, которую можно назвать кривой восстановления.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, память каждого человека будет отличаться по качеству. Мы все знаем, что он может быть феноменальным, отличным, средним и даже плохим.

Хорошей считается память, характеризующаяся такими параметрами, как:

  • высокий коэффициент отзыва;
  • долгосрочное хранение информации;
  • точное воспроизведение вплоть до мельчайших деталей;
  • готовность к реконструкции синаптических и нейронных связей для быстрого размножения.

Все эти параметры могут сочетаться по-разному, что также приводит к хорошему качеству памяти или проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание – высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем – низкая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация – высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкоэффективная пара – низкая скорость запоминания + быстрое забывание.

Проявления личности часто называют объемом памяти. Во-первых, она не сильно варьируется от человека к человеку. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, другие же безупречно повторят все. Однако психологи утверждают, что этот параметр одинаков для всех. Некоторые просто способны использовать максимум доступной памяти, благодаря регулярным тренировкам и развитию памяти. Другие не считают нужным уделять этому время и в результате жалуются, что у них плохая память.

Как тренировать память

Обучение происходит, когда люди даже не замечают этого. Запоминание списка покупок, необходимого в магазине, имен вновь встреченных людей, дат рождения – все это является тренировкой для человека. Но есть более конкретные упражнения для развития, они гораздо лучше подходят для запоминания, фокусируясь на конкретном развитии этих навыков. Если человек развивает память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

Существуют упражнения для разработки этого процесса, наиболее распространенные из которых будут кратко описаны ниже.

Упражнения для развития памяти для взрослых бывают разных видов. Очень популярным упражнением является таблица Шульте. Они помогают развивать периферийное зрение, внимание, восприятие, скорость чтения и зрительную память. Во время последовательного поиска числа зрение фиксирует только несколько клеток, поэтому положение правильной клетки и клеток других чисел запоминается.

Упражнения для развития фотографической памяти по методу Айвазовского. Его суть заключается в том, чтобы смотреть на объект в течение пяти минут. Затем закройте глаза и как можно четче воспроизведите в голове образ этого предмета. Можно также нарисовать эти образы, что повысит эффективность упражнения. Это следует делать периодически, чтобы хорошо развить зрительную память.

Упражнение “Игра в спички” помогает тренировать зрительную память. В этом упражнении положите пять спичек на стол и посмотрите на их положение, затем повернитесь, возьмите еще пять спичек и попытайтесь воспроизвести положение тех спичек, которые запомнили, на другой поверхности.

Упражнение “Римская комната” помогает развить способность структурировать хранимую информацию, но с его помощью тренируется и зрительная память. Необходимо запомнить порядок расположения предметов, их детали, цвета и формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Существуют также упражнения для тренировки слуховой памяти

Развитие памяти у взрослых должно следовать определенным правилам. Первое упражнение – чтение вслух. Читая вслух материал для запоминания, мы развиваем словарный запас, улучшаем артикуляцию, интонацию, способность придавать эмоциональную окраску и живость речи. Слуховые элементы чтения также запоминаются лучше. Читайте с легкостью, не торопитесь и читайте, как говорите. Существуют правила: произносите слова четко, с соответствующими интервалами, произносите каждое слово выразительно, не “съедайте” окончание, произносите текст так, как будто это речь дипломата или оратора, излагающего собственные мысли на серьезную тему. Если вы будете читать хотя бы по десять-пятнадцать минут каждый день, придерживаясь всех правил, то уже через месяц вы сможете заметить результаты в ораторском мастерстве и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворения – хороший и простой способ тренировки памяти. Изучая стихотворение, необходимо понять его смысл и определить приемы, использованные автором. Разбейте его на смысловые элементы и определите главную идею. Важно постоянно заучивать стихотворение, произнося его вслух, используя интонацию, чтобы передать настроение автора, тем самым развивая дикцию. Повторите это много раз, причем количество повторений со временем уменьшается. При чтении стихотворения мысленно или вслух задействуется артикуляционный аппарат. Заучивание стихотворения используется для запоминания абстрактной информации в течение длительного периода времени. Такое обучение происходит, например, при изучении таблицы умножения или запоминании числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Когда вы находитесь среди людей, в транспорте, на улице, на скамейке, вы обращаете внимание на разговоры других людей и стараетесь их запомнить. Затем, вернувшись домой, вы должны повторить разговор с правильной интонацией и запомнить выражения лиц собеседников. Часто практикуясь в этом, человек может научиться бегло воспринимать текст на слух, станет гораздо более внимательным и чувствительным к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа обучения, основанная на методах, используемых спецслужбами. Эффективность такой программы была проверена сотрудниками разведки и контрразведки. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая называется “Развиваем память методами спецслужб”.

В современном мире почти все привыкли иметь под рукой телефон, планшет или органайзер, где хранится необходимая информация, и всегда могут посмотреть на нее. Рутинная работа, перегрузка процесса запоминания ненужной информации, неспособность систематизировать эту информацию приводит к ослаблению мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память является ключом к успеху, вернее, она необходима – это разведчик. Он не может записать план операции или карту на телефон, у него нет времени листать блокнот. Вся важная информация должна храниться только в его голове, все детали, чтобы в нужный момент он мог их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает различные этапы карьеры офицера разведки. Каждый этап содержит техники, упражнения и инструкции к ним.

Девушка перебирает коробочку с фотографиями
Важно заниматься тренировкой памяти

Тренировка памяти у детей

С раннего детства развитие памяти происходит несколькими путями. В первом случае механическая память постепенно изменяется, дополняется, а затем заменяется логической памятью. Второй заключается в непосредственном запоминании информации, которое постепенно трансформируется в опосредованное запоминание, с использованием различных мнемонических устройств. Третий способ заключается в непроизвольном запоминании, которое преобладает в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Формирование внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переходит от внешнего опосредования к внутреннему, предполагает метаморфозу речи от внешнего к внутреннему.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, особенно процесс непосредственного запоминания, происходит несколько быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Следовательно, разница в производительности этих типов памяти становится больше в пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается в одновременном развитии непосредственной и опосредованной памяти, но в быстром развитии опосредованной памяти. Быстро развивающаяся опосредованная память догоняет непосредственную память по эффективности.

Развитие этого процесса у детей дошкольного возраста выражается в постепенном переходе от непроизвольного к произвольному запоминанию. У детей среднего дошкольного возраста, примерно до четырех лет, запоминание и воспроизведение того, что еще не подверглось мнемической функции обучения и в естественных условиях развития является непроизвольным.

Старшие дошкольники при тех же условиях постепенно переходят от непроизвольного к произвольному запоминанию. В то же время в соответствующих процессах начинается почти независимый процесс развития специальной перцептивной деятельности, развитие промежуточных мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материала.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей по мере их взросления, и некоторые из них, как правило, предшествуют другим. Например, добровольное припоминание развивается быстрее, чем добровольное запоминание, и опережает его в развитии. Развитие памяти зависит от интереса и мотивации ребенка к выполняемой деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительной и эмоциональной памяти. В младшем и среднем дошкольном возрасте хорошо развиты механическая память и непосредственная память.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста протекает достаточно хорошо, особенно механической памяти и ее развитие в течение трех-четырех лет обучения в школе, которое протекает очень быстро. Логическая и промежуточная память немного отстает, но это нормальный процесс. У детей достаточно механической памяти, чтобы учиться, работать, играть и общаться. Но специальное обучение мнемоническим приемам, начиная с первых лет обучения в школе, значительно улучшает работу логической памяти. Неумение использовать эти приемы или неумение применять их на практике может быть причиной плохого развития случайной памяти у маленьких детей. Хорошему развитию этого процесса у детей способствует использование специальных мнемонических заданий, которые ставятся перед детьми в зависимости от их активности.

Тест на определение объема кратковременной памяти

Для этого можно использовать тест. После его применения определяется емкость кратковременной памяти. В этом случае испытуемый должен запомнить числа в течение 20 секунд и попытаться воспроизвести их по памяти. Цифры записываются на бумаге человеком, проводящим тест. Таким образом, числа, которые нужно запомнить, следующие:

  • 15, 39, 87, 23;
  • 94, 65, 79, 46;
  • 83, 19, 84, 52.

Если вы запомнили и записали 10 чисел, у вас отличная память. Промежуточный уровень характеризуется 7 единицами.

Мнемотехники (упражнения для запоминания)

Мнемонические техники доступны каждому, и их несложно освоить. В этой статье мы рассмотрим некоторые популярные техники для развития памяти.

Метод историй

Суть этой техники заключается в объединении слов и определений в один текст. Забавную историю гораздо легче запомнить, чем двадцать абстрактных понятий. Чем парадоксальнее и фантастичнее история, тем легче ее запомнить.

Преимущества метода:

  • не требует предварительной подготовки,
  • это тренирует ваши творческие способности,
  • это весело и интересно.

Недостатком является то, что он не подходит для запоминания больших объемов информации.

Упражнения: Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, ясень, удача. Придумайте и представьте историю с этими словами. Не забывайте добавлять эмоции в свою историю и сопереживать своим героям.

Пример: Почтальон Печкин проехал на тигре по кукурузному полю. Печкин в ужасе обернулся – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он бросился в реку. “Что делать! – крикнул бедный почтальон в пустоту. – Моста нет!”. Но, к счастью, вместо моста рядом была большая сковорода. Печкин, толкнув тигра, бросился на него. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикаду из диванов, и когда осы начали приближаться, крестоносцы стали сбивать их точными бросками мармелада. Печкин подбежал к пожилому арабу – получателю посылки – и протянул ему коробку. В ней стояла тарелка с ярко-красным борщом, в которой вместо ложки лежала зубная щетка. Внезапно начался дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из облака стали падать тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно падали, и как только они касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но пепел образовал характерный узор в виде подковы (изображение слова “счастье”).

Метод «Цепочка»

Суть этой техники запоминания заключается в том, чтобы связать образы друг с другом. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно ярко соединить их и сохранить порядок. При воспроизведении необходимо представить себе всю “конструкцию” сразу: снимать образы с цепочки так же последовательно, как вы их ставите.

Преимущества метода:

  • скорость запоминания,
  • можно использовать буквально на лету.

Метод Цицерона

Суть этой мнемотехники заключается в том, чтобы создать в воображении пространство с опорными образами. Почему метод назван в честь древнеримского философа, мы уже говорили. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локуса, палаты разума.

Вам не обязательно создавать пространство с нуля, вы можете представить свою квартиру или комнату. Выберите несколько эталонных изображений (телевизор, настольная лампа, холодильник и т.д.) и работайте между ними по часовой стрелке.

Прикрепите сувенирную фотографию к каждому эталонному изображению. У вас может получиться целая цепочка (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера места и вашей подготовки.

Вы можете менять образы, т.е. запоминать новую информацию несколько раз для одних и тех же мест. Однако если вы часто используете одни и те же места, изображения начнут сливаться друг с другом. В этом случае вы должны дать местам “отдохнуть”.

Преимущества метода Цицерона:

  • можно запоминать большие объемы информации,
  • Память довольно быстрая,
  • Повторение надолго сохраняет образы в памяти.
Девушка ученая пишет формулу вычислений на доске
Есть несколько причин нарушения работы памяти человека

Нарушения памяти

Во-первых, нарушения памяти могут быть следствием многих факторов, вызывающих различные типы расстройств, большинство из которых относится к серии амнезий.

Амнезия – это расстройство памяти, связанное с потерей способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Например, одним из наиболее изученных расстройств непроизвольной памяти является ухудшение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на прошлые события. Это известно как консолидативная амнезия. Такие пациенты способны правильно вспомнить события из своего детства, прошлых жизней, но не могут вспомнить, обедали они сегодня или нет.

У них также может быть нарушена память, причем не только на текущие события, но и на события прошлого. Пациенты не могут вспомнить прошлое, путают прошлое с настоящим, перестраивают хронологию событий, т.е. путаются во времени и пространстве. Нарушения памяти у таких пациентов часто прогрессируют: сначала снижается способность помнить текущие события, а прошлые события стираются из памяти, частично и те, которые относятся к далеким временам. Это известно как прогрессирующая амнезия.

Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик и психиатр, однажды наблюдал очень интересное явление, которое он назвал инфантильной амнезией. Инфантильная амнезия – это психологический феномен, при котором взрослый человек не помнит событий первых 3-4 лет жизни. В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не могут вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он считал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных чувств, испытываемых маленьким ребенком по отношению к своим родителям. Но это не объясняет того факта, что первые годы жизни скорее полностью забываются, чем частично (связанные с сексуальными или агрессивными чувствами). Однако если воспоминание очень яркое и эмоционально окрашенное, оно может остаться в памяти до позднего возраста.

Более вероятной причиной этого процесса является огромная разница между опытом кодирования у маленьких детей и организацией памяти у взрослых. У взрослых воспоминания категоризированы и схематизированы (он или она – этот человек, это – та ситуация), в то время как маленькие дети кодируют свой опыт, не приукрашивая его и не связывая с другими событиями. Когда ребенок начинает усваивать связи между событиями и классифицировать события, ранний опыт утрачивается.

Во-вторых, гипомнезия – это нарушение памяти, которое появляется с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозга (атеросклероз, травмы, опухоли, отравления и т.д.).

Дефицит памяти в этом случае в основном касается текущих событий в настоящем, а также информации справочного характера (даты, имена, лица и т.д.). Например, на первой стадии гипомнезии при чтении книги пациенту приходится возвращаться к предыдущей странице, чтобы вспомнить повествование. Позже пациент с трудом вспоминает события и данные из прошлого опыта.

Гипомнезия чаще всего является результатом различных видов органического повреждения мозга – травм, сосудистых заболеваний, острой или хронической интоксикации. Гипомнезия может возникать и у здоровых людей как следствие переутомления или сильного волнения.

В-третьих, гипермнезия – это аномальная интенсивность памяти по сравнению с нормальными значениями.

Как правило, это врожденное заболевание. Гипертимнезия – это тенденция запоминать информацию в больших (чем обычно) объемах и на более длительные периоды времени. Часто наблюдается в маниакальных состояниях и на ранних стадиях алкогольного или наркотического опьянения.

В-четвертых, парамнезия – это сложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

При наличии этих расстройств человек воспринимает то, что он видит, переживает или вспоминает впервые, как нечто знакомое, что уже случалось с ним раньше. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить определенные события из прошлого. Вместо реальных событий могут быть сделаны и записаны ложные предположения.

Советы как развить хорошую память

Очевидно, что мы должны развивать непроизвольную память, потому что непроизвольная память существует без нашего осознания. Существует множество методов мнемотехники, первые из которых были разработаны еще в древности. Однако большинство людей знают лишь некоторые из этих методов, самые простые и элементарные, которые в то же время недостаточно эффективны. Например, многократное повторение информации. В этом случае теряется более половины необходимой информации, но время и усилия такого метода достаточно велики.

Лучший эффект запоминания дают другие приемы, вот некоторые из них:

  • Нахождение необычных ассоциаций в запомнившихся объектах и событиях.
  • Рифмованные слова, включая составление полных стихотворений.
  • Запоминание новых слов по созвучию с уже известными словами.
  • “Римская комната”: каждый запомненный объект мысленно приписывается к другому месту в комнате, которое знакомо человеку.
  • Буквенный код: слово или фраза состоит из начальных букв запоминаемых слов. Или же начальные буквы каждого слова в предложении ассоциируются с элементами информации, которую нужно запомнить (как в предложениях для запоминания цветов радуги, например, “Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан”).
Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий