Интеллект – что это такое, его виды, способы определения и развития

Содержание
  1. Что такое интеллект
  2. Кто ввёл понятие интеллект?
  3. Почему интеллект разный
  4. 4 распространенных мифа об интеллекте
  5. Миф 1: Если у вас от природы хороший интеллект, то нет необходимости его развивать.
  6. Миф 2: Чем старше человек становится, тем труднее развивать интеллект.
  7. Миф 3: Вы можете эффективно развивать интеллект, углубляясь только в одну область.
  8. Миф 4: Как только вы развили свой интеллект до максимально возможного уровня, можно расслабиться и больше этим не заниматься.
  9. Какие бывают виды интеллекта
  10. Виды интеллекта в психологии
  11. Социальный интеллект
  12. Вербальный интеллект
  13. Духовный интеллект
  14. Эмоциональный интеллект
  15. Уровни интеллектуальной активности
  16. Какие факторы влияют на умственные способности человека
  17. Индивидуальные особенности интеллекта
  18. От чего зависит уровень интеллекта
  19. Возрастные различия интеллекта
  20. Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
  21. Коэффициент интеллекта: методы определения
  22. 10 признаков высокого IQ
  23. Как повысить уровень интеллекта
  24. Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта
  25. Больше читайте
  26. Расширяйте кругозор
  27. Копайте глубже
  28. Занимайтесь творчеством
  29. Тренируйте память
  30. Учитесь мыслить позитивно
  31. Больше общайтесь
  32. Методы развития
  33. У детей
  34. У взрослых
  35. Упражнения по развитию интеллекта
  36. Логические задачи
  37. Математические примеры
  38. Сочинения
  39. Медитативные упражнения
  40. 14 качеств интеллектуала, отличающие его от окружающих
  41. Они понимают ограничения
  42. Они любят учиться
  43. Они — люди широких взглядов
  44. У них прекрасное чувство юмора
  45. Они допускают ошибки и учатся на них
  46. Они легко приспосабливаются
  47. Они любят решать проблемы
  48. Они не теряют самообладания
  49. У них развита интуиция
  50. Они идут только на допустимый риск
  51. Они скромные
  52. Им нравится уединение
  53. Они любопытны
  54. Они не соглашаются с другими людьми

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная пригодность организма, выражающаяся в способности решать различные задачи, справляться с проблемами, выполнять познавательную деятельность, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и направлять ее.

При упоминании этого слова многие из нас испытывают нечто вроде гордости, потому что известно, что человек обладает им в высшей степени. Некоторые даже считают, что интеллект – это то, чем обладают только люди. Я должен их разочаровать: у животных тоже есть интеллект. Некоторые люди даже пытаются думать, что она есть у растений и других групп организмов, но пока это не выходит за рамки научной фантастики. В последнее время в области искусственного интеллекта достигнуты огромные успехи.

Интеллект проявляется в науке, исследованиях, работе, общении и социальной жизни в целом. Это понятие объединяет различные когнитивные способности: ощущение, восприятие, память, понятия, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие интеллекта появилось относительно недавно – только в конце 19 века. В то время психология стремительно развивалась, и ученые изучали умственные способности людей и животных. Иногда они допускали при этом серьезные ошибки. Например, в то время преобладало мнение, что человек использует лишь несколько процентов своего мозга, а остальная часть остается неиспользованной. В повседневной жизни это представление все еще существует, но оно в корне неверно и давно опровергнуто наукой. Но как вообще можно сделать такое предположение? Дело в том, что в конце 19 века функции больших участков мозга еще не были изучены, и ученые не могли понять, для чего они используются. Более того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть, нам кажется, что какая-то часть мозга бездействует, но на самом деле, неизвестно для нас, она выполняет очень важную работу, без которой, возможно, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос о взаимоотношениях между интеллектом и мозгом довольно сложен. Обладает ли человек интеллектом? Конечно, да. Но есть ли она у кошки? Вероятно, он тоже есть. А как насчет ящерицы? Вы тоже так думаете. А как насчет муравья, микроба, растения? На первый взгляд кажется, что чем более развит организм, тем больше у него интеллекта. Но все не так просто.

У муравьев, как и у всех других насекомых, нет мозга. Их “мозг”, разбросанный по всему телу, представляет собой примитивное скопление нервов. Вся структура муравьиного организма очень примитивна. Между тем, некоторые даже всерьез сравнивают интеллект муравьев с человеческим. Муравьи могут собирать и передавать информацию, общаться, учиться, у них сложная иерархия. Они могут двигаться; последние исследования показывают, что они могут даже считать. В муравьином обществе существует множество “рабочих мест”, разнообразие которых варьируется от вида к виду. Действительно, жизнь муравьиной колонии очень похожа на человеческое общество.

Ящерица – это организм совершенно другого типа. Его общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. У него также есть полноценный мозг, который хорошо развит. Однако интеллектуальные способности ящерицы весьма скромны и не могут сравниться с таковыми у муравья (не говоря уже о человеке).

Как выяснилось, интеллект – это скорее функция, чем материальная структура. Интеллектуальная деятельность может быть реализована различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит через работу ее составных частей: это способность находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т.д. Это способность находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, проводить ассоциации и т.д. Каждая из этих способностей в отдельности не создает интеллект; мы можем говорить о нем только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, использование инструментов, логика;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – задействовано шесть слоев нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не появляется внезапно и сам по себе, а развивается со временем. Интеллектуальный уровень человека может быть повышен с помощью специальных техник, а может быть понижен в результате различных обстоятельств (старость, травма головы, психическое заболевание и т.д.).

Девушка и парень занимаются уроками на улице
Интеллект человека состоит из нескольких важных элементов

Кто ввёл понятие интеллект?

Умственные способности людей изучали многие ученые, в том числе знаменитые мыслители Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые появилось лишь в конце XIX века, чуть более века назад.

Термин “интеллект” был введен британским антропологом Фрэнсисом Гальтоном. Он вдохновлялся работами Чарльза Дарвина и был сторонником дарвиновской теории эволюции. Кстати, предметом интереса Фрэнсиса Гальтона были не только интеллектуальные способности человека, но и его геном.

Чтобы принести пользу человечеству, ученый стал основателем евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Эта доктрина позже была использована Адольфом Гитлером для объяснения целей и преимуществ нацизма.

Сам Фрэнсис Гальтон, однако, не стремился уничтожать дефектных людей. По его мнению, интеллигентный человек должен быть всесторонне образован, в том числе и духовно. Сам ученый подходил под это описание, сделав значительный вклад в психологию, генетику, судебную медицину и физику. Позже его взгляды на сущность интеллекта были подтверждены другими исследователями, которые классифицировали интеллектуальные способности людей.

Почему интеллект разный

Само понятие “интеллект” стало популярным в начале 20-го века. Именно тогда появились первые тесты. В то же время многие психологи начали говорить о невозможности сравнения интеллекта людей чисто количественными методами.

Интеллект – это набор черт и характеристик личности, которые определяют способность мыслить. И как в случае с другими способностями, отсутствие одних черт может быть компенсировано высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми недоразвитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью к сопереживанию, состраданию, готовностью помочь и т.д.

Интеллектуальные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Невозможно определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с различными аспектами человеческой деятельности. А те, которые определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой и поэтому не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Например, вербальные способности, которые необходимы учителю или писателю, не имеют большого значения для математика. Для него важнее умение работать с цифрами и логически мыслить.

Существует также творческое мышление – особый вид мыслительной деятельности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любой сфере деятельности. Но это не укладывается ни в один тест на интеллект. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартно, оригинально, и человек, наделенный им, не может дать четкий ответ на многие вопросы теста.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят об интеллекте! Многие постулаты давно устарели и развенчаны, но они по-прежнему “ходят” в массах. Например, миф о том, что человек использует только 3% своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы от нее отказаться. Вот некоторые из наиболее распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1: Если у вас от природы хороший интеллект, то нет необходимости его развивать.

Люди рождаются с разными интеллектуальными способностями – это факт. Однако это не означает, что одни люди будут работать как лошадь, а другие всю жизнь будут пользоваться тем, что досталось им случайно. Если интеллект не воспитывать, он очень быстро деградирует.

Хороший интеллект следует рассматривать как продвижение вперед, которое поможет вам быстрее стать лучше. Если, конечно, вы не будете усердно работать и развивать их. И их не следует использовать как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2: Чем старше человек становится, тем труднее развивать интеллект.

В детстве, когда человеческий мозг еще не полностью сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда все отделы и структуры завершены, мозг теряет свою первоначальную гибкость. Это происходит в возрасте от 15 до 17 лет. Тогда возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Важно, занимался ли человек спортом раньше или нет.

Миф 3: Вы можете эффективно развивать интеллект, углубляясь только в одну область.

Из этого мифа вытекает другой, очень вредный – “школьные знания не пригодятся нам в жизни”. Вы наверняка слышали или читали аргументы типа “Зачем мне вообще нужна математика? Что я буду делать с этими формулами?”. Или: “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть гиком”.

Они в корне ошибочны. Даже если вы не используете сами знания в повседневной жизни, процесс их приобретения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете более широкую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных точек зрения.

Миф 4: Как только вы развили свой интеллект до максимально возможного уровня, можно расслабиться и больше этим не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться там навсегда. Можно двигаться вперед или идти назад.

И человек вряд ли остановится, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломляет и с лихвой окупает все усилия. Поэтому если вы чувствуете, что хотите прекратить обучение, это значит, что вы еще очень далеки от высокого уровня.

Женские руки записывают ручкой в блокнот
Учеными выделяются несколько видов интеллекта человека

Какие бывают виды интеллекта

Кэттелл, великий исследователь в области интеллектуального развития, заявил, что интеллект следует разделить на два типа – подвижный и кристаллизованный. Первый основан на логических операциях, способности решать проблемы, выходящие за рамки предыдущего опыта. Второй основан на накопленном опыте и способности применять свои знания и навыки.

Существует также разделение между эмоциональным и социальным интеллектом. Первая – это способность распознавать и понимать собственные эмоции и эмоции других людей. Второе – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – это важнейший элемент социальной жизни человека, он позволяет ему взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчеркивают, что целью такого интеллекта является не глубина понимания, а социальная адаптация.

Разнообразие типов и форм интеллекта можно оценить, например, на основе культурных особенностей разных народов. Например, негритянская раса наиболее сильна в конкретно-визуальном и визуальном мышлении. Африканцы – хорошие художники и прекрасные танцоры, способные изобразить руками то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисунки и танцы в Африке играют роль своеобразных “алфавитов”, на основе которых создаются особые языки. Европейское мышление абстрактно. Живопись и танцы в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; в то же время развивается звуко-буквенный алфавит, рассуждения с абстрактными категориями, понимание таких явлений, как закон, порядок и т.д. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями “символического” мышления. У них высокоразвитый символический алфавит (иероглифический), система аллегорий; их культура полна символов, не имеющих практического значения, но выражающих сложные идеи, а ритуалы и церемонии играют важную роль в их поведении.

Существуют и другие способы разделения интеллекта. Например, существует логический и пространственный интеллект, а последний делится на физический, социальный, духовный, творческий и эмоциональный.

Виды интеллекта в психологии

Как уже говорилось, интеллект – это не только умственные способности, эрудиция или умение быстро считать в уме. Часто очень умные и талантливые люди не проходят тесты IQ с высокими баллами. Точно так же, в противоположность этому, казалось бы, глупые, узколобые люди могут добиться невероятных результатов. Причина этого в том, что существуют различные типы интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет вам, что самостоятельно проходить тест на IQ глупо и бесполезно. Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, необходимо сначала обратиться к опытному психологу. Он поможет вам определить склонности человека и оценить его способности максимально объективно.

Что такое интеллект? Если следовать классификации психолога Раймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизованного.

Основываясь на работе Кэттелла, мобильный интеллект определяется как логическое мышление, способность анализировать и действовать в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизованного интеллекта, то он включает в себя использование предыдущего опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, которая включает в себя:

  • продуктивный (умственный);
  • социальный;
  • словесный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

Продуктивный или мыслительный интеллект – это сочетание логических, системных и причинно-следственных рассуждений. Это необходимо для того, чтобы люди могли обрабатывать полученную информацию. Именно продуктивный интеллект чаще всего используется в качестве главного атрибута ума человека.

Социальный интеллект

Социальный интеллект – это способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, распознавать социальные роли других людей и самостоятельно использовать соответствующие роли.

Это нормально, когда человек ведет себя в обществе иначе, чем дома. Дома вы можете позволить себе петь в душе, быть глупым или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определенных правил. Это социальные роли. Чем больше ролей человек может играть и распознавать, тем более он развит.

Вербальный интеллект

Вербальный интеллект – это общая способность общаться и получать информацию из разных источников. Он развивается в возрасте от 3 до 5 лет и нуждается в наблюдении. Если не следить за его развитием, он никогда не достигнет нормального уровня интеллекта. Чтобы постоянно развивать его, необходимо читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, участвовать в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

Духовный интеллект

Духовный интеллект – это отражение гармонии внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, вы можете представить это как шкалу, на одной стороне которой находится мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши весов уравновешены, то духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней. Вот почему так важно медитировать, мечтать и размышлять, чтобы достичь гармонии.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать сигналы от других людей в виде эмоций. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать сигналы от других людей в виде эмоций. Главные герои сериала – ученые, самый умный из которых – физик-теоретик по имени Шелдон Купер. У него отличная память, он легко считает в уме шестизначные числа, но не может отличить сарказм от серьезного разговора, а печаль от гнева.

Все это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низок. В то же время Пенни, глуповатая официантка, легко находит общий язык с людьми и способна понять их чувства при малейшем проявлении эмоций.

Некоторые психологи используют более широкую версию этой классификации, применяя понятия мировоззренческого, пространственного, музыкального, творческого и телесно-кинестетического интеллекта. Однако этих типов достаточно для объективной оценки уровня развития человека.

Серьезный мужчина смотрит на наручные часы
Активность интеллекта человека разделяется на несколько значимых уровней

Уровни интеллектуальной активности

В психологии существует такое понятие, как уровень интеллектуальной активности. Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда психическая деятельность определяется исключительно влиянием внешних факторов.
  • Эвристика – это спонтанная когнитивная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Творчество – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полное проникновение в суть изучаемых вещей, решение существующих проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или предварительно найденным путем. Человек может изучать различные явления и решать различные проблемы, но только как частные, не связанные между собой проблемы. Однако на этом уровне интеллектуал может выдвигать довольно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сравнивать разнородные явления и проблемы и находить в них что-то общее, выявлять новые закономерности. Познание в данном случае носит эмпирический характер.

На третьем уровне сравнение различных явлений и нахождение их общих черт становится не просто техникой, а самостоятельной проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. Здесь исследователь вовлекается в теоретический способ познания.

Интеллектуальная деятельность человека также делится на уровни по-другому.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия индивида на уровне социальной единицы, при которых действия индивида обусловлены выполняемой задачей и желаемыми результатами.
  • Деятельность творческой личности; в этом случае результат шире цели и порождает новые задачи.

Деятельность человека постепенно перестает быть ответом на первоначально поставленную задачу и приобретает творческий характер.

Разделение умственного труда на уровни также отражает историю развития умственной деятельности человека. То есть ранние люди пассивно решали задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию; познание носило скорее адаптивный характер. Затем появилась примитивная “научная” деятельность, когда путем поисков, проб и ошибок (эмпирическим путем) люди находили новые закономерности в структуре окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, на более позднем этапе сформировалась теоретическая наука, которая имела развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Знаменитая пирамида Маслоу, отражающая иерархию человеческих потребностей, также может быть использована для иллюстрации этого момента. Это говорит о том, что потребность в творчестве и духовном развитии является наивысшей, и чтобы достичь ее, мы должны пройти через более низкие уровни. Согласно ей, интеллект работает: вначале он ориентирован на достижение насущных целей и решение конкретных проблем (поиск пищи, крова, материального благополучия), затем появляются возможности узнать что-то новое, а на высшем уровне появляется возможность творческой деятельности.

Какие факторы влияют на умственные способности человека

Уровень интеллекта может сильно отличаться у разных людей. Среди нас есть интеллектуалы, свободомыслящие, люди со средними способностями и те, кого называют умственно отсталыми. Но почему люди так сильно различаются в интеллектуальном плане?

Различные исследования показали, что генетика является основным фактором в формировании умственных способностей человека. Воспитание, влияние окружающей среды и случайные внешние воздействия играют меньшую роль.

Но внешняя среда также играет определенную роль в формировании интеллекта. К ним относятся такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ были более интеллектуальны, чем ученики скромных сельских школ). Исследования даже показали влияние индивидуальных факторов, таких как годовой доход семьи, размер и стоимость дома, отношения между родителями и т.д.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – довольно прожорливая структура, и недостаток питательных веществ может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди различаются как по уровню, так и по характеру интеллекта, то есть по проявлению особых способностей. Многочисленные тесты, проведенные с использованием различных методик, позволяют сделать вывод, что различия в интеллекте заметны уже в раннем детстве.

Любознательность детей, их стремление к новым, ярким впечатлениям и освоение новых видов деятельности считаются основными показателями потенциально высокого интеллекта. Это означает, что беспокойный ребенок, который везде лазает, все берет в рот, бьет погремушкой кроватку, стену, голову матери, разбивает игрушки, проливает кашу на стол и считается настоящим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем тихий спокойный мальчик.

В школьном возрасте уже можно определить уровень интеллекта, и считается, что он остается более или менее одинаковым на протяжении всей жизни, с учетом возраста, конечно. Современные тесты интеллекта содержат различные задания для каждого возраста.

Мальчик опустил голову и идет по классу
Уровень интеллекта можно определить еще в школьные годы

От чего зависит уровень интеллекта

На наш интеллект влияют две группы факторов: биологические и социокультурные. Долгое время считалось, что умственные способности являются врожденными или даже генетическими по своей природе. Поэтому трудно говорить о развитии – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не столь категоричны и считают, что интеллект зависит от врожденных особенностей нервной системы в среднем на 50%. Как и все способности, интеллект основан на врожденных характеристиках: скорости реакции, подвижности нервной системы, развитии различных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные или математические способности.

Отчасти биологические задатки передаются по наследству, но не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Известны причины, которые могут привести к рождению детей с умственной отсталостью или сниженным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (например, синдром Дауна);
  • преклонный возраст родителей;
  • Недостаточное питание матери во время беременности;
  • Злоупотребление алкоголем, курением и наркотиками со стороны родителей, особенно матери;
  • Некоторые заболевания, например, краснуха, которыми мать заразилась во время беременности.

Но даже ребенок, родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом, требует постоянной заботы и внимания к его развитию. Исследования показали, что эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью, оказывает огромное влияние на уровень интеллекта ребенка. Чем больше она общается с ребенком и чем больше положительных эмоций сопровождает это общение, тем лучше развивается интеллект. Недостаток внимания и общения, с другой стороны, приводит к задержке умственного развития ребенка. То есть, вероятность более высокого уровня интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если фундамент, основа интеллекта формируется с момента зачатия до 5-7 лет, то его потенциал раскрывается до 20 лет. Обычно в этот период наблюдается повышение уровня интеллекта, с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте. Причина этого связана с подростковым возрастом, когда мозг занят развитием совершенно другой сферы и психическая энергия направлена на нее.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но в гораздо более медленном темпе и в основном в отношении развития мыслительных качеств в профессиональной сфере. Различные специальные способности имеют разную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития в возрасте 30-35 лет, и если человек к этому времени не стал выдающимся математиком, он вряд ли им станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают пика в возрасте 42-45 лет, а в области психологии и философии – в возрасте 50-55 лет.
  • Что касается художественных способностей (литература, живопись и т.д.), то здесь нет конкретного возрастного предела; возможно, что они развиваются на протяжении всей жизни.

Снижается ли уровень интеллекта в пожилом возрасте? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте мозг претерпевает необратимые изменения и развиваются возрастные патологии, такие как склероз сосудов, не говоря уже о заболеваниях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень до глубокой старости. Не зря говорят, что мозг – это мышца, которая нуждается в постоянном упражнении.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

Разница в интеллектуальном уровне женщин и мужчин всегда была предметом жарких споров. И дело не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Однако эти различия носят не количественный, а качественный характер. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

С древних времен в обществе преобладало мнение, что женщины неполноценны и менее развиты, чем мужчины. Традиции и законы, не позволявшие женщинам заниматься определенными видами деятельности, привели к возникновению мифа о том, что интеллект женщин развит гораздо меньше, чем у мужчин. По этой причине считалось, что женщины должны “знать свое место” и не вмешиваться в “мужские дела”, иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Освобождение женщин и их равенство с мужчинами показало, что интеллект женщин не уступает мужскому. Более того, в некоторых видах интеллектуальной работы женщины добились гораздо больших успехов, чем мужчины.

Однако во многих странах до сих пор преобладает старый образ мышления: в народном сознании женщины считаются более глупыми и неразвитыми, второсортными и неполноценными. Женщины не могут быть главой семьи, они не могут наследовать имущество своих родителей, а в некоторых местах женщинам даже запрещено водить автомобиль. Интеллектуальная неполноценность женщин наблюдается и на низовом уровне в развитых странах. Как правило, они склонны выдавать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами, легендами и религиозными догмами. Они предпочитают не принимать более свежую информацию, потому что она не соответствует их личным представлениям.

Исследования взаимосвязи между полом и развитием мозга проводятся уже давно. Имеющиеся результаты исследований показывают, что в структуре мозга мужчин и женщин существуют различия, но они не являются определяющими факторами интеллекта: мужчины и женщины могут выполнять одни и те же задачи с одинаковым успехом.

Например, было показано, что объем и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако это не оказало существенного влияния на интеллект. Результаты исследований влияния гормонов на интеллект противоречивы; было показано, что высокий уровень определенных гормонов может как повышать, так и понижать интеллект.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг немного больше, он гораздо более подвержен внутриутробным нарушениям. Например, недоедание матери во время беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это не влияет.

Отдельные исследования были проведены по восприятию стереотипов. Они показали, что в обществах, где женщины находятся в психологически неблагоприятном положении, уровень их интеллекта фактически ниже, чем в обществах, где женщин считают равными мужчинам и относятся к ним с уважением. Дело в том, что в обстановке постоянного унижения женщины задействуют больше участков мозга, отвечающих за эмоциональные реакции, в то время как участки мозга, отвечающие за решение задач, остаются неиспользованными и неразвитыми.

Стереотипы формируются и другими способами, например, через воспитание детей. С раннего детства в традиционных обществах девочек учат делать одни вещи, а мальчиков – другие. Часто девочкам не разрешают изучать физику, математику и другие науки, потому что считается, что они не пригодятся в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется по-разному и в разной степени, в результате чего в определенном возрасте их способности сильно различаются.

  • Средний уровень интеллекта одинаков у мужчин и женщин, но среди мужчин больше гениев и тупиц.
  • Динамика интеллектуального развития различна. До 15 лет девочки опережают мальчиков, а затем представители сильного пола быстро повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Например, мужчины значительно превосходят женщин в математических способностях (на каждые 13 математически одаренных мужчин приходится одна женщина). С другой стороны, женщины обладают более высоким уровнем вербальных способностей, что обеспечивает им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и коммуникация и т.д. Кстати, преобладание представительниц прекрасного пола в речевой деятельности проявляется с раннего детства – девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более живое воображение, а нестандартное мышление делает их потенциально более креативными, чем мужчин.
Мужчина и женщина сидят на диване
По большей части интеллект мужчин и женщин не отличается друг от друга

Коэффициент интеллекта: методы определения

IQ, известный как коэффициент интеллекта, измеряет умственные способности человека. Он также иногда используется для оценки умственных способностей животных по сравнению с людьми. Ученые даже определили IQ таких существ, как, например, земляной червь.

Этот коэффициент определяется с помощью специальных тестов, в которых учитываются различные факторы, например:

  • Уровень интеллекта по сравнению со среднестатистическим человеком (того же или среднего возраста);
  • Интеллектуальный возраст” человека по сравнению с его/ее биологическим возрастом;
  • Наличие или отсутствие психической патологии.

Составление тестов IQ – сложная задача. Их результаты должны быть описаны так называемым “нормальным распределением” показателей, или гауссовым распределением. Это означает, что 50 процентов людей должны иметь IQ от 85 до 115, а 25 процентов людей должны иметь IQ ниже 90 и выше 110. Значение IQ ниже 70 определяется как умственная отсталость.

10 признаков высокого IQ

Основными компонентами интеллекта являются способности к математическому расчету, пространственной ориентации, распознаванию образов, вербальной коммуникации, запоминанию информации и выполнению заданий с помощью моторных навыков.

Каждая из этих способностей важна для определения уровня интеллекта. Однако следует учитывать, что есть люди, которые продвинуты только в одной области, например, в решении математических задач. Однако чаще всего люди демонстрируют признаки высокого интеллекта одновременно в нескольких областях.

Человека, чьи результаты тестов высоки, можно назвать интеллектуалом. Эти люди отличаются от других по многим параметрам. К этим характеристикам относятся:

  1. длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают “фонового шума”, то есть игнорируют отвлекающие факторы во время выполнения своих задач.
  2. адаптивность, т.е. способность быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Эта черта указывает на высокий уровень социального интеллекта.
  3. любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется уже в детстве в виде попыток максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно расти и учиться новому.
  4. самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, наслаждаясь пребыванием в обществе самого себя.
  5. хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – это люди с хорошим чувством юмора, способные понимать тонкие шутки и неприкрытый сарказм. В данном случае речь идет не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.
  6. эмпатия. Способность сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей – один из основных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.
  7. ассоциативное мышление. Многим детям, когда они начинают ходить в школу, проводят примитивные тесты для оценки их интеллектуального развития. Естественно, им задают вопросы типа: “Что общего между деревом и ежом? В данном случае ответ не важен. Самое главное, чтобы ребенок мог обосновать это. Это показывает, насколько хорошо развиты его интеллект и творческие способности.
  8. самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет им принимать взвешенные решения. Это важная черта характера для любого интеллектуала.
  9. способность видеть пробелы в своих знаниях и приобретать новый опыт. По-настоящему умный человек понимает, что даже в профессиональной сфере он не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы постоянно учатся и стремятся получить новый опыт благодаря инновациям.
  10. сонливость. Способность отдаваться будущему, воображать и представлять себе что-то новое – важное качество интеллектуала.

Перечисленные выше интеллектуальные качества являются лишь основными признаками высокого интеллекта. Есть и другие качества, такие как аккуратность и умение планировать свою работу.

Вы должны понимать, что высокий интеллект – это не все, что нужно для успеха. Но высокий интеллект облегчает жизнь и открывает множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.

Как повысить уровень интеллекта

Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина переменная. Развитие интеллекта возможно в любом возрасте. Есть много случаев, когда даже очень старые люди сохранили свой “здравый смысл”, потому что постоянно тренировали свой мозг.

Тренировка умственных способностей схожа с физической подготовкой. В тренажерном зале мы занимаемся искусственной тренировкой своего тела, которая не имеет отношения к практическим задачам, но делает нас сильнее и здоровее. И когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело готово к этому.

То же самое происходит и с мозгом. Чтобы развить интеллектуальную ловкость, необходимо постоянно решать задачи, требующие умственных усилий, узнавать что-то новое – даже если эти знания не пригодятся на практике.

В этом контексте преимущества школьного образования становятся очевидными. Большая часть знаний, которые ученик получает в школе, не пригодится ему в дальнейшей жизни, но это не значит, что такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия должны быть упразднены. Ведь в процессе изучения этих предметов в мозге формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Способность мыслить, приобретенная, например, на уроках физики, пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например, спорт. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровь гораздо лучше поступает к мозгу. Здоровое питание также является важным средством повышения интеллекта.

Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта

Если вы думаете, что улучшить интеллект очень сложно и доступно только в профессиональных центрах и клубах, вы ошибаетесь. Вы также можете улучшить свой интеллект в домашних условиях. Вот некоторые упражнения и советы по тренировке.

Основным упражнением для мозга является изучение иностранного языка. Начните с изучения языка, который вы всегда хотели выучить, или выберите язык, который вас привлекает. Если вы не можете определиться, начните с английского, который вы изучали до школы или в школе, а затем вы сможете улучшить и разнообразить свои знания.

Словообразование также является одним из упражнений. Слова создаются из заданного слова или из набора не связанных между собой букв. Это также может быть игра на ассоциации, когда несколько слов или картинок обобщают другое слово. Кроссворды и квадраты чисел судоку также полезны, поскольку они развивают логическое мышление и навыки быстрого счета в голове.

Физические упражнения должны стать вашим лучшим другом. Не перегружайте свой организм, достаточно 20-30 минут в день гимнастики, аэробики или бега трусцой. При разучивании движений мозг активизирует свою функцию памяти.

Приобретайте новые знания. Ежедневные негативные новости, реклама, бессмысленные сериалы и глупые ток-шоу засоряют ваш мозг бесполезной информацией. Чтобы смотреть телевизор с пользой, включать образовательные каналы и программы, можно начать с 20 или 30 минут в день. Больше читайте, журналы, желательно уделять внимание классике или детским рассказам и стихам. Сказки также помогают развивать логику, анализировать поведение персонажей и искать объяснения тем или иным событиям.

Играйте в компьютерные игры – логические головоломки или стратегии тренируют мозг и повышают интеллект. Во время игры вы не только узнаете что-то новое, но и сможете использовать то, чему уже научились.

Не исключайте живое общение из своей жизни – оно помогает тренировать умение говорить правильно и красиво, а также дает возможность следить за ходом мысли собеседника. Предвидьте, что они могут сказать вам, чтобы вы могли подготовить свое собственное мнение.

Соберите пазл, желательно без конечной картинки перед глазами. Это тренирует память и логику, дает возможность рассуждать и помогает создавать целое из частей.

Существуют также книги-раскраски со сложными узорами для взрослых (или раскраски по номерам), такие упражнения не только помогают расслабиться, но и развивают воображение и представление о том, как должна выглядеть картинка в целом. Раскрашивание помогает предвидеть и анализировать, как цвета сочетаются друг с другом и как они выглядят в общей картине.

Сосредоточьте свое внимание на нескольких источниках информации. Так, например, если вы читаете одну статью, то после ее прочтения прочитайте еще одну или две статьи с похожим названием или содержанием, чтобы увидеть, насколько по-разному может быть представлена информация, и сравнить один источник с другим. Кроме того, другие статьи могут содержать дополнительную информацию, которой не было в оригинальной статье. Также можно комбинировать источники информации.

Одно из главных условий развития интеллекта – избавиться от неуверенности в себе, не корить себя за то, что ваш интеллект недостаточно развит, и не переоценивать свои способности. Такие мысли будут постоянно отбрасывать вас назад, и вы долгое время не увидите прогресса. Важно правильно оценить себя, осознать наличие проблемы, принять ее и начать решать. Поэтому учитесь и самообразовывайтесь в первую очередь для себя, для собственного удовольствия, а не для того, чтобы доказать что-то кому-то другому.

Листки для заметок
Существует множество способов повысить коэффициент своего интеллекта

Больше читайте

Чтение – это, пожалуй, лучший способ развить интеллект. Когда мы читаем хорошую литературу, мы расширяем свой кругозор, учимся логически мыслить, развиваем воображение и образ мышления. Под хорошей литературой я в основном подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии и научные труды.

Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте к работе. Тридцать книг в год – это минимум, необходимый для того, чтобы стимулировать свой мозг. Если вы получите больше – отлично!

Расширяйте кругозор

Все мы знаем, что бесполезных знаний не бывает. Чем больше его у вас, тем больше нейронных связей образуется в вашем мозге. Поэтому всегда ищите возможности научиться чему-то новому.

Читайте научно-популярные статьи, смотрите образовательные программы, интересуйтесь тем, что происходит в мире. И обязательно подумайте о том, что вы узнали, поделитесь своим мнением и обсудите это с друзьями. Постарайтесь стать эрудитом. Это не только поможет вам развить свой интеллект, но и сделает ваше общение ценным и интересным.

Копайте глубже

Важно копать вглубь, а не только вширь. Ищите возможности углубить и обогатить то, что вы уже знаете. У вас должна быть область, которую вы знаете досконально. В идеале это должна быть ваша профессия.

Если при расширении кругозора мы создаем новые нейронные цепи, то при углублении знаний мы создаем связи между нейронными цепями, которые у нас уже есть. В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Некоторые из них достигают уровня бессознательного, освобождая наше сознание. Именно тогда в действие вступает интуиция.

Занимайтесь творчеством

Даже если вы никогда не держали в руках кисточку, а медведь наступил вам на ухо, это не повод прекращать творить. Ваша цель – не создавать шедевры мира, а освободить свой мозг. Постоянно занимаясь умственным трудом, наше мышление притупляется и начинает жаждать простых и понятных стимулов.

Рисование, лепка, шитье, музыка – выберите занятие, которое вам интересно. Посвящайте этому хотя бы несколько часов в неделю. Этого достаточно, чтобы дать мозгу отдохнуть от повторяющейся работы.

Тренируйте память

Память и интеллект – две тесно связанные функции мозга. От того, насколько хорошо вы способны запоминать новую информацию, зависит эффективность всех умственных процессов.

Вы можете тренировать свою память, заучивая стихи, песни и монологи. Тренажеры и приложения также отлично подходят – подробнее о них в конце статьи.

Учитесь мыслить позитивно

Жизнь не всегда идет гладко. Некоторые обстоятельства действительно могут встать на нашем пути. Но разве вы не помните, зачем нам вообще нужна разведка? Приспосабливаться к окружающему миру. Поэтому она должна быть гибкой и помогать нам выходить из сложных ситуаций.

И наша задача – не препятствовать этому. Не позволяйте себе отчаиваться и сдаваться, научитесь доверять себе и верить в свои силы. Это даст мощный толчок вашему интеллекту и повысит вашу мотивацию. Относитесь к каждому вызову как к возможности работать лучше.

Больше общайтесь

Люди – социальные существа. Все функции мозга заточены под социальное взаимодействие. Поэтому общение очень важно для интеллектуального развития. В качестве собеседников выбирайте эрудированных, разносторонних людей, которые превосходят вас по умственным способностям.

Общаясь с такими людьми, вы будете тянуться к ним и перенимать полезные привычки и образ мышления. Вы также будете каждый день узнавать что-то новое и расширять свой кругозор. И помните: качественное общение означает не пустую болтовню или смех над общими друзьями, а обсуждение важных вопросов в рамках общей деятельности.

Методы развития

Развить интеллект можно, но для этого необходимо регулярно пробовать, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют различные методы развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

В развитии интеллектуальных способностей поможет:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Установление четкого распорядка дня, в котором достаточно времени для сна, отдыха, учебы и активных игр.
  3. Совместное чтение, желательно перед сном.
  4. Отсутствие жесткого менталитета, развитие системы похвалы за достижения.
  5. Назначение ежедневных задач и распределение их в соответствии с их важностью.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от его воспитания родителями, учителями в школе. При использовании методов обучения необходимо свести их к игре. Таким образом, легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и приятным. В противном случае может возникнуть ненависть к процессу обучения, что приведет к проблемам в будущем.

У взрослых

Для развития интеллекта необходимо:

  1. Играйте в шахматы, шашки, кроссворды, логические задачи.
  2. Читайте каждый день. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше читать произведения художественной литературы, которые вызывают приятные чувства при чтении.
  3. Спите ночью не менее 8 часов. Соблюдайте здоровую диету. Откажитесь от вредных привычек.
  4. Развивайте знания в области конкретных интересов.
  5. Хорошая память каждый день. Запомните имена и номера мобильных телефонов людей, которых вы знаете. Вы можете учить наизусть стихотворение каждую неделю.
  6. Найдите время, чтобы подумать над сложными вопросами и ситуациями в жизни. Попробуйте придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно проводите расчеты.
  8. Выделите время, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте.
  9. Думайте нестандартно. Не смотрите на других в разных жизненных ситуациях. Разработайте свой собственный подход.
  10. Изучайте иностранные языки. Это поможет развить умственные способности и будет полезно в вашей карьере.
  11. Пишите разные истории. Лучше записать их на листе бумаги.

Не забывайте о здоровом образе жизни. Рекомендуется заниматься спортом, а если это невозможно, то делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять на улице.

Упражнения по развитию интеллекта

Как насчет того, чтобы начать упражнять свой ум прямо сейчас? Я собрал несколько упражнений и игр для тренировки мозга.

Логические задачи

Эти игры-головоломки заставят ваш мозг работать. Откройте базы данных с помощью вопросов “Что? Где? Когда?”, выберите пакет вопросов и погрузитесь в процесс. Будьте внимательны – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.

Поэтому начните с выбора упаковки, предназначенной для детей школьного возраста. Чтобы дать вам представление о том, какими бывают вопросы, вот пример.

Математические примеры

Купите или скачайте учебник математики и время от времени решайте примеры из него. Старайтесь выполнять легкие в голове, а более сложные – писать вовремя.

Конечно, некоторым людям это может показаться скучным и утомительным. Специально для таких людей были придуманы математические каверзные задачи. На первый взгляд они кажутся простыми и понятными. Но ответ, который кажется очевидным, часто оказывается неверным. Вот пример из моей любимой книги “Головоломки профессора” Михаила Гершензона.

Однажды улитка отправилась вдоль высокой стены. Высота стены составляла 10 метров. Днем улитка ползла на высоту 3 метра, а ночью отступала на 2 метра. Сколько дней потребовалось улитке, чтобы добраться до верха стены?

Что делают большинство людей, когда пытаются решить эту проблему? Они вычисляют, сколько метров проходит улитка за день (3 – 2 = 1), и делят высоту стены на это число (10 / 1 = 10). Ответ неверный. Правильный ответ – 8 дней. Постарайтесь сами объяснить причину в комментариях к статье. Давайте проверим, как теперь работает ваш интеллект.

Парень радуется тому, что выиграл игру
Важно постоянно тренировать свой интеллект и свой мозг

Сочинения

Теперь давайте представим, что мы находимся на уроке русского языка. Напишите эссе на одну из заданных тем.

  1. Какой суперсилой вы хотели бы обладать и почему.
  2. Что бы вы сделали, если бы узнали, что через месяц наступит конец света.
  3. На какого героя мультфильма вы хотели бы походить.
  4. Представьте, что вы выиграли в лотерею миллион долларов. На что бы вы потратили эти деньги.
  5. С кем из великих людей прошлого вы хотели бы встретиться. Опишите встречу.

На самом деле, вы можете писать на абсолютно любую тему. Сам процесс воплощения мыслей в материальную форму полезен для интеллекта. Вы учитесь мыслить связно, подчеркивать важное и отсекать второстепенное. Старайтесь не писать просто так, а создавать текст, который интересно читать. Возможно, вы даже освоите профессию копирайтера.

Медитативные упражнения

Медитация помогает вам упорядочить свой ум и избавиться от препятствий, которые блокируют ваш интеллект. В интернете можно найти множество техник медитации, я советую вам попробовать несколько и выбрать ту, которая подходит вам больше всего.

Я расскажу о своем любимом упражнении, которое сочетает в себе медитацию и аутогенную тренировку.

Представьте, что вам удалось заглянуть в черепную коробку и увидеть свой мозг. Рассмотрите его со всех сторон, изучите каждую морщинку. Теперь представьте, что вы начинаете массировать его воображаемыми пальцами. Сначала внешний слой, затем все глубже и глубже.

Массажные движения расслабят ваш мозг и наполнят его приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, игнорируйте их. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда вы достигнете пика расслабления, оставайтесь в этом состоянии. Дайте своему мозгу отдохнуть от бесконечного шума и напряжения.

14 качеств интеллектуала, отличающие его от окружающих

Многие источники определяют интеллектуала как человека, обладающего способностью приобретать новые знания и применять их на практике. Это определение очень близко к значению мудрости, хотя они очень разные.

Интеллект (интеллект, ум) имеет присущий ему аспект “обучения”, когда человек демонстрирует превосходство над другими людьми в понимании, творчестве, самопознании, способности решать проблемы и других качествах.

Поэтому, если кто-то называет вас умным или сообразительным, это говорит о том, что ваш мозг работает более продуктивно, чем у других.

Многие люди задавались вопросом, что делает человека интеллектуалом. Важно осознавать, что каждый из нас обладает собственным потенциалом. Ниже перечислены общие черты, которыми обладают все интеллектуалы:

Они понимают ограничения

Интеллектуалы первыми признают, что они чего-то не знают. Для сравнения, их менее умные оппоненты всегда стараются избегать подобных признаний, боясь показаться глупыми.

И только первые понимают, что невозможно знать все обо всем. Что если вам повезет, то вы сможете извлечь ценные знания из всего. Поэтому если вы зададите “умнику” вопрос, на который у него нет ответа, вы получите ответ: “Я не знаю”. Но вероятность того, что они найдут ответ, очень высока.

Они любят учиться

Большинство людей считают, что знаменитый соучредитель компании Apple Стив Джобс был человеком с большим интеллектом. Так или иначе, он произвел революцию в персональных компьютерах.

Стив любил учиться, хотя и не закончил колледж. Он повторял молодым работникам, что если они хотят чего-то добиться, то должны учиться, даже после окончания занятий.

Джобс, как и многие другие успешные предприниматели, понимал, что учиться необходимо. Даже если это никак не связано с учебной программой. Высокоинтеллектуальные люди знают, что только новые знания приводят к новым идеям.  Это приводит к правильному пониманию окружающего мира.

Они — люди широких взглядов

Высокоинтеллектуальные люди более открыты для новых идей и способов мышления. А поскольку они ставят логику на первое место, они более объективны и открыты в своих суждениях.

Например, интеллектуалы менее ограничены в своих взглядах на социальные проблемы, связанные с расовым, гендерным или сексуальным неравенством. Они понимают биологическую и социальную природу этих проблем, соблюдая при этом права человека.

И именно потому, что они не следуют слепо своим собственным мыслям или тому, что услышали от кого-то другого, интеллектуалы всегда остаются открытыми и готовыми менять свои взгляды. Если у вас есть действительно блестящая идея, они выслушают ее, даже если она противоречит их собственным идеям.

У них прекрасное чувство юмора

Интеллектуалы, как правило, обладают гораздо лучшим чувством юмора, чем другие люди. Иногда, однако, их шутки не встречают той реакции, которую ожидают люди со средним уровнем интеллекта.

Поскольку “умные люди” лучше понимают мир и лучше воспринимают социальные события, они способны быстрее реагировать на шутки. Как черта характера, юмор неразрывно связан с высокоразвитыми навыками вербального общения.

Поэтому интеллигентному человеку не составит труда посмеяться над тем, кто полагается исключительно на вербальное общение и обладает хорошо развитым чувством юмора.

Компания подруг веселится
Люди с высоким интеллектом легко вливаются в новые компании

Они допускают ошибки и учатся на них

Легко встретить человека, который страдает от последствий ошибок, совершенных в далеком прошлом. Возможно, вас это удивит, но такая фиксация на своих неудачах является признаком низкого интеллекта. Интеллектуалы обычно извлекают пользу из своих ошибок и идут дальше.

Они легко приспосабливаются

Говорят, что старую собаку нельзя научить новым трюкам. То же самое относится и к людям со “средним” интеллектом. В большей или меньшей степени все люди должны соблюдать моральные нормы, установленные обществом.

Однако это не исключает возможных попыток найти пути дальнейшего улучшения своей жизни. Высокоинтеллектуальные люди легко адаптируются, преуспевая в любой среде.

Самое главное, что им удается сделать это, не поступившись своими принципами. Способность приспосабливаться к любой ситуации – это явный признак высокого интеллекта и способности добиваться успеха при любых обстоятельствах.

Они любят решать проблемы

Те, кто просто верит в удачу и живет надеждой, что завтрашний день им улыбнется, многого не достигают. Они не являются интеллектуалами, потому что для них счастье важнее интеллекта и усилий.

“Умные люди”, с другой стороны, всегда решают свои проблемы. Их часто можно встретить в ситуациях, которые кажутся безнадежными. Интеллектуалы анализируют все вокруг себя, используя свои знания для устранения всех препятствий.

В конечном итоге, всех людей можно разделить на тех, кто мечтает выиграть в лотерею, и тех, кто зарабатывает миллионы, полагаясь только на себя.

Они не теряют самообладания

И это признаки высокого интеллекта – только умный человек может обуздать свои сиюминутные желания ради чего-то большего в будущем. К сожалению, большинство лабораторных крыс (как и людей) не могут дождаться “бога в небе” и поспешно выбирают “птицу в руке”.

У них развита интуиция

Интеллектуалы обладают высокой интуицией. Однако это не означает, что они обладают какими-либо сверхспособностями. Они просто очень хорошо понимают эмоции и действия других людей. Эти люди быстро замечают, если человеку нужно с кем-то поговорить, или если его настроение внезапно меняется, скажем, после телефонного звонка.

Эта черта делает умных людей отличными друзьями, способными оказать поддержку, выслушать и дать дельный совет в решении любой проблемы. Интеллектуалы замечают изменения в вашем поведении, даже если не хотят этого признавать.

Они идут только на допустимый риск

Слышали ли вы когда-нибудь о людях, которые тратят все свои деньги на азартные игры? Они не умеют оценивать риски, поэтому они, конечно, не умны.

Риск – благородная вещь, и те, кто никогда не рискует, ведут невероятно скучную жизнь. С другой стороны, интеллектуалы тратят свое время на изучение и оценку рисков, прежде чем предпринимать какие-либо действия.

Хотя в свое время не один успешный предприниматель разорился, он быстро поднялся, чтобы доказать, что его предприятия стоили затраченных усилий. Если умный человек терпит неудачу, он снова берет себя в руки, и в конце концов его настойчивость приводит его к победе.

Они скромные

Хотите верьте, хотите нет, но гордость всегда предшествует поражению, и умные люди это хорошо знают. Если человек высокого мнения о себе, он занимает место в первом ряду, а не в самом конце, потому что первые места уже заняты кем-то другим.

Скромность заключается не в том, чтобы позволить другим обогнать вас, а в том, чтобы знать, что вы не обязаны никому доказывать свою значимость. Потому что вы сами прекрасно знаете, кто вы есть. Скромность – несомненное качество интеллектуала.

Им нравится уединение

Однако это не означает, что все экстраверты и любители компаний менее интеллектуальны. Просто интеллектуалы наслаждаются своим личным временем и используют его в своих интересах.

Верно, трудно погрузиться в свои мысли в компании людей, которые не вдохновляют вас становиться лучше с каждым днем. Интеллект, с другой стороны, предполагает постоянное самосовершенствование.

Большинство ученых, подаривших миру свои изобретения, изобретали, разрабатывали и воплощали свои идеи в жизнь в уединенном рабочем месте.

Они любопытны

Вас раздражают дети, которые задают слишком много вопросов обо всем, что их окружает? А некоторые из этих детей станут любознательными взрослыми, которые захотят узнать больше о том, что интересует всех нас. Стоит знать кое-что об этих людях – они чрезвычайно умны.

И вопреки поговорке, что “любопытной Варваре сломали нос”, все наши технологические достижения и другие великие свершения стали возможны только благодаря тем, кто осмелился задавать вопросы и искать ответы.

Они не соглашаются с другими людьми

Частой причиной непонимания между людьми является недопонимание. И это наиболее очевидно, когда речь идет о разговоре между умным и не очень умным человеком.

У интеллектуалов очень специфический взгляд на вещи. По этой же причине они склонны подвергать сомнению то, что обычно так замечают другие.

Поэтому их вопросы могут оказать негативное влияние на тех, кто мыслит консервативно. Знайте: Если ваш друг часто спорит с другими, причина может быть не обязательно в его упрямстве. Он может просто показаться им слишком умным.

Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий