- Сензитивность в психологии
- Сензитивность как качество личности
- Чувствительность эмоциональной сферы
- Чувствительность сенсорной сферы
- Сензитивность как свойство темперамента
- Черты акцентуации характера
- Дети
- Взрослые
- Причины появления
- Виды сензитивности
- Как распознать в себе «носителя» сенситивных свойств
- Что такое сензитивные периоды
- Восприятие порядка
- Развитие движений
- Развитие речи
- Восприятие мелких деталей
- Развитие и утончение чувств
- Освоение социальных навыков и норм
- Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка
- Возрастная сензитивность
- Подходящие профессии
- Поведение в обществе
- Совместимость в супружестве
- Сензитивность: лечить или развивать?
- Упражнения для развития сензитивности
Сензитивность в психологии
Сензитивность – это черта личности, которая выражается в повышенной индивидуальной чувствительности к внешним событиям, сопровождающейся страхом перед новыми явлениями. Она выражается в застенчивости, робости, чувствительности, низкой самооценке, сильной самокритике, склонности к длительному беспокойству и комплексу неполноценности.
С возрастом повышенная чувствительность может уменьшаться, так как человек в процессе самовоспитания может преодолеть страх перед предстоящими событиями.Уровень чувствительности определяется врожденными особенностями человека (наследственность, органические изменения в мозге) или спецификой (условиями) воспитания ребенка.
В психологии термин “сензитивность” используется вместе с синонимами “сенситивность” и “чувствительность”. В то же время существует феномен “нечувствительности”, который выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и действия людей. Бесчувственность проявляется в полном безразличии, отсутствии физических чувств, бесчувственности и невнимании к другим.
Понятие чувствительности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, уязвимости и незащищенности. Чувствительные люди часто жалуются, что их никто не замечает и не понимает. При общении с психологом чувствительные клиенты говорят о недоброжелательности других людей по отношению к ним, что затрудняет общение. Они часто считают себя недостойными, плохими и думают, что уступают другим людям. Им трудно справиться с собой, потому что они слишком напряжены и застенчивы.
Понятие сензитивности относится к личностным чертам и характеристикам человека и выражается в чрезмерной чувствительности и легкой уязвимости к обидам, совестливости, склонности сомневаться в своих действиях и сосредоточенности на переживаниях. Она может быть постоянной чертой человека или проявляться спорадически.
Чувствительность, что это такое в психологии? Высокая чувствительность затрудняет социальную адаптацию, поскольку они чувствуют, что весь мир противостоит им. Социальная чувствительность – это страх перед различными социальными ситуациями. Люди с чрезмерной социальной чувствительностью часто считают себя ущербными, поэтому они боятся знакомиться с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избегать любых общественных мероприятий.
Важно проконсультироваться с психологом, если вы испытываете эти симптомы. Опытный психолог проведет индивидуальное психологическое интервью и с деликатностью определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента.
Чувствительность может быть результатом различных психических расстройств (неврозы, стрессовые состояния, органические нарушения мозга, депрессия, тревожные расстройства, эндогенные психические расстройства).
Уровень чувствительности выражается силой внешних воздействий, необходимых для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут не вызывать никакой реакции у одного человека, в то время как у другого они вызывают сильное волнение. Так, меланхолики и холерики более чувствительны и восприимчивы к впечатлениям, поэтому они более восприимчивы, чем сангвиники и флегматики, которые не обращают особого внимания на ситуации, которые могут их затронуть.
Сензитивность как качество личности
Этот термин происходит от латинского слова sensus, означающего “чувство”, и переводится как чувствительность. В психологии термин “чувствительность” относится к нескольким тесно связанным явлениям. Их общей чертой является связь с повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.
Чувствительность эмоциональной сферы
При определении и оценке чувствительности часто возникают недоразумения из-за неоднозначного значения этого термина, а точнее, из-за того, что термин “чувства” в психологии имеет два значения. Во-первых, чувства – это своего рода эмоциональные состояния, достаточно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, предметы, других людей и самого себя. Чувствительность в этом смысле понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с рядом личностных качеств, таких как
- частые перепады настроения;
- склонность долго страдать даже от незначительных раздражителей и неудач;
- повышенная тревожность, часто перерастающая в фобии;
- низкая самооценка;
- склонность к частым размышлениям и самоуничижению;
- увлеченность;
- обиды и т.д.
Эти черты складываются в образ классического меланхолика Пьеро – человека вечно страдающего и озабоченного. Чувствительный человек, напротив, не только постоянно расстраивается из-за ерунды, но и может чутко реагировать на изменения настроения окружающих его людей и сопереживать им. Такие люди часто страдают больше, чем они сами, от проблем своих близких. Принимая на себя бремя чужих забот, чувствительные становятся незаменимым “плечом для плача” для своих друзей.
Такое эмоциональное бремя и склонность винить себя во всех своих проблемах не проходят для чувствительных людей бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустрации, депрессии и имеют очень выраженный эффект психического выгорания.
Чувствительность сенсорной сферы
Во-вторых, понятие “чувства” в психологии используется для описания каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Существует пять таких каналов: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание, или тактильные ощущения – пять чувств. Чувствительность в этом отношении рассматривается как повышенная чувствительность органов чувств. Это относится как к периферийным областям, таким как чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и к центральным областям, т.е. соответствующим участкам мозга.
В психологии существует понятие “порог чувствительности”. Это наименьшая интенсивность стимула, который производит впечатление, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У каждого человека свой порог чувствительности. Низкий порог – это мера чувствительности, восприимчивости к стимулу. Например, хороший музыкант может обнаружить разницу в высоте тона, которая незаметна для людей с нормальным слухом. Средний человек может видеть до 150 оттенков цвета, а чувствительные художники – 15 000. Эту чувствительность также называют подсознательной или субсенсорной чувствительностью.
Но обе чувствительности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто возникают по одним и тем же причинам и часто проявляются вместе. Именно поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.
Сензитивность как свойство темперамента
Под темпераментом понимается совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, которые определяются особенностями высшей нервной деятельности и накладывают печать на все поведение человека. Эти особенности – прежде всего сила и скорость нервных процессов и соотношение возбуждения и торможения. Чувствительность – это проявление темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно небольшого раздражения, чтобы вызвать реакцию.
Четыре основных типа темперамента хорошо известны, хотя редко встречаются в чистом виде. Таким образом, чувствительность, особенно на высоком уровне, в большей степени присуща меланхоликам. Это самый чувствительный и в то же время самый уязвимый тип.
Существует противоположное качество чувствительности темперамента, которое называется устойчивостью – это сопротивляемость, устойчивость к влиянию, в том числе эмоциональному. Устойчивых людей больше всего среди флегматиков и сангвинариев; они не только спокойны и уравновешены, но и способны на удар, упрямство и готовность добиваться своих целей даже через голову своих друзей. Их беспокойство просто остается незамеченным.
Черты акцентуации характера
Чувствительный человек – тревожный, и об этом не стоит забывать, строя с ним отношения, принимая такого человека на работу, поручая ему что-то важное или срочное. Чувствительность особенно выражена в определенные периоды жизни, например, у подростков. Однако при отсутствии патологии как таковой у такого человека есть все шансы со временем избавиться от острой чувствительности, что заметно улучшит качество жизни как его самого, так и окружающих. Если акцентуирующие черты (например, тревожность или сила негативных реакций на события) усиливаются и стабилизируются, весьма вероятно, что речь идет уже не о чувствительности как таковой, а о расстройстве личности. В целом, существует две степени акцентуации: открытая и скрытая. Первая проявляется на протяжении всей жизни и не компенсируется. Второй является вариантом нормы, и существует вероятность компенсации и разрешения симптомов.
Дети
Чувствительность у детей обычно можно наблюдать с двухлетнего возраста. Чувствительные младенцы очень застенчивы, более стеснительны, чем их сверстники, невероятно впечатлительны в самых банальных повседневных ситуациях и застенчивы. Часто дети с повышенной чувствительностью чувствуют себя неполноценными и у них развивается комплекс неполноценности. Они страдают от длительных периодов неприятных ощущений и тревоги, в их сознании постоянно всплывают неприятные воспоминания. У них есть психологические барьеры в общении с другими людьми. Часто такие дети предпочитают шумную детскую группу игре в одиночестве, очень четко и быстро чувствуют настроение окружающих, обращают внимание даже на их незначительные колебания в ту или иную сторону.
Взрослые
Чувствительный взрослый, независимо от пола и возраста, всегда оценивает высказывания и поведение другого человека; интуитивно очень точно чувствует других людей, их настроение и текущее душевное состояние. Нет незначительных деталей – в одежде, прическе, работе – абсолютно во всем мужчина и женщина с чувствительностью проявят особые способности. Они наделены от природы редким талантом: они могут заранее предугадывать мысли и чувства других людей, они часто знают, как в той или иной ситуации поступит другой.
Они очень чувствительны к индивидуальным качествам других людей – родителей, супруга, друга. Короче говоря, описанная модель – это норма, при которой чувствительность не будет выходить за рамки допустимого. Если человек гиперчувствителен, обильно плачет без видимой причины, впадает в истерику, не может заснуть перед важным событием, а после важных событий имеет проблемы с расслаблением и засыпанием, потому что нервная система чрезмерно активна, если переживания по какой-либо причине поднимаются до уровня обычной трагедии, необходимо обратиться к психотерапевту.
Если чувствительность находится на границе между нормой и патологией, человеку будет очень трудно адаптироваться в обществе – устроиться на работу, работать в коллективе, строить личные отношения. Люди с необычной чувствительностью должны планировать свою жизнь с учетом присущих им личностных особенностей.
Причины появления
Чувствительность – это распространенное в психологии описание человеческих черт, причин которых может быть несколько. Самые распространенные из них происходят от семейных и воспитательных черт:
- эмоциональная сухость родителей, потребность в нежности и заботе;
- насилие в семье;
- категоричные и строгие правила воспитания;
- чрезмерная дисциплина.
Генетические предрасположенности, такие как:
- неврозы, депрессии;
- наследственность;
- перинатальная или родовая травма;
- психические заболевания;
- тревожные расстройства.
Также повышенная чувствительность может быть вызвана кругом общения, особенно в критический период взрослой жизни, когда авторитет и подражание являются важной частью поведения:
- Неспособность удовлетворить потребность быть принятым (родителями, учителем);
- Конфликты между детьми и неприятие их коллективом.
Все это развивает комплекс неполноценности и сверхчувствительное восприятие действительности, или чувствительность.
Виды сензитивности
Бывают крайние случаи, когда чувствительность проявляется во всех сферах человеческой жизни, но они редки. Обычно чувствительность связана с определенной сферой или направлением психической деятельности. Существует четыре основных типа чувствительности:
- Эмоциональность – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные воздействия как значительные;
- Органический – высокая чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
- Чувствительность высшей нервной деятельности (темперамент);
- Социальная чувствительность.
Последняя стала изучаться относительно недавно, когда стало ясно, насколько важна чувствительность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие даже элементарной чувствительности сильно затрудняет установление межличностных контактов и является источником конфликтов. В настоящее время выделяют четыре типа социальной чувствительности:
- теоретическая – чувствительность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание поведения других людей. И не всегда человек, обладающий таким типом чувствительности, хорошо использует знания на практике.
- наблюдательная – это классическая чувствительность, которая проявляется в чувствительности человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, исходящим от человека: выражение лица, глаз, интонация и темп речи, экспрессивность и т.д.
- идеография – это способность создавать психологический портрет человека на основе часто неосознаваемых внешних признаков, выделяя его черты, уникальные характеристики, и на этой основе разрабатывать стратегии общения.
- номотетическая – это социальная чувствительность, связанная не только с наблюдением, но и со способностью обобщать полученные данные о характеристиках групп людей и использовать их для прогнозирования поведения других подобных коллективов.
Из всех видов чувствительности эмоциональная и социальная чувствительность оказывают наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей. И это влияние часто бывает прямо противоположным. Социальная чувствительность, несомненно, необходима, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. С другой стороны, эмоциональная чувствительность часто является источником проблем, в том числе психических.
Как распознать в себе «носителя» сенситивных свойств
Нет ничего серьезно неправильного или патологического в чрезмерной чувствительности, если эта особенность чрезмерной реакции не причиняет физического вреда организму. Врачи делят человечество на 2 группы: высокочувствительные и “холодные”, совсем не чувствительные. Для того чтобы отнести себя к той или иной когорте, мы предлагаем вам ознакомиться с их характеристиками. Если вы узнаете себя в этом списке, это тот ярлык, который вы можете на них повесить.
Черты людей с чувствительной натурой:
- Склонность к беспокойству и необъяснимым паническим атакам;
- Страх дебютировать в любой сфере: в новом коллективе, классе, группе, кружке, походе или туре;
- Предвзятое отношение к интересным знакомствам, даже нерискованным;
- набор личных комплексов, неуверенность в себе, застенчивость;
- чрезмерная внушительность с поводом или без повода;
- бесконечное мысленное “повторение” уже имевших место эмоций;
- Вечный перфекционизм, игнорирование девиза: лучшее – враг хорошего;
- Заниженные ожидания в отношениях: я не достоин лучшего партнера, друга, любовника, мужа.
Признаки бесчувственных людей:
- Часто полное игнорирование ситуации; эмоции на нуле;
- Пассивное безразличие к людям и вещам;
- Отсутствие физической реакции на раздражители вплоть до ступора;
- бестактные выходки, слова, суждения, невнимание к другим членам общества.
Что такое сензитивные периоды
С понятием “сензитивность” связан еще один важный психиатрический феномен, на этот раз в возрастной психологии. Развитие – это процесс прогресса, он включает в себя не только физический рост и созревание, но и формирование новых психических функций, овладение новыми видами и способами действий. Наиболее ярко это проявляется в детстве.
Но, как отмечают исследователи детской психологии, развитие хоть и прогрессивно, но неравномерно. В нем есть периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к влиянию окружающего мира и формированию определенных функций. Это так называемые чувствительные периоды в развитии.
- Чувствительным периодом для формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. С рождения, потому что основы для овладения речевой деятельностью закладываются у ребенка с самого рождения (а может быть, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно владеют языком, на котором говорят их родственники, но и усваивают правила фонетики и грамматики, и даже начинают изучать письменную речь.
- Возраст 6-10 лет является чувствительным периодом для образовательной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты для всего нового, но их мозг податлив и восприимчив к мышлению более высокого порядка – абстрактно-логическому и концептуальному. Младшие школьники также осваивают операции со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексам.
- Подростковый возраст – это чувствительный период для самопознания, кульминацией которого является формирование самооценки. Этот период также характеризуется развитием навыков общения и социальных функций.
- Ранний подростковый возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.
Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время легче происходит формирование и развитие психических функций, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным нарушениям психического здоровья. Например, если у ребенка в возрасте от 1 до 4 лет нет или очень мало общения с речью, у него, скорее всего, разовьется умственная отсталость. Если подросток лишен компании сверстников, у него возникнут серьезные проблемы с общением.
Восприятие порядка
Продолжается от рождения до 4 лет, с наибольшей интенсивностью в возрасте от 2 до 2,5 лет. Беспорядок дезорганизует младенцев и приводит к стрессу. Более того, в беспорядочной среде у них не формируется устойчивое представление о мире как о чем-то основном и безопасном. Порядок служит поддержкой, в то время как хаос приводит к повышенной тревожности, неуверенности, плохому настроению и истерикам.
Порядок – это стабильность и безопасность. Ребенку необходим порядок в трех сферах:
- в окружающей среде;
- время;
- в том, как взрослые ведут себя по отношению к ним.
Порядок в окружающей среде. Важно, чтобы ребенок мог найти одну и ту же вещь в одном и том же месте, что поможет ему понять назначение предметов. Он начнет понимать, что посуда нужна для еды, а игрушки – для игры. После прогулки снимите обувь в прихожей и поешьте за столом. Должен быть уголок для развивающих занятий и место для сна.
В моей практике был критический случай, когда семью с двухлетней девочкой посетили бабушка и дедушка. Дедушку поместили в комнату внучки, а внучку – к родителям. Внезапно у девочки начались агрессивные вспышки – она разбрасывала вещи, пыталась укусить других детей в саду, проявляла самоагрессию: падала, ударялась об углы мебели.
Однажды дома она разбила лоб, и ей пришлось накладывать швы. Такое поведение объяснялось тем, что девочка находилась в чувствительном периоде восприятия порядка. Я посоветовал родителям переселить дедушку в его комнату, а девочку – в ее. После возвращения к привычному образу жизни агрессия и травматизация девочки утихли. Постепенно она вернулась к своей обычной деятельности.
Ближе к двум годам, на “пике” периода сенсорного порядка, малыш проявляет особенно сильное внимание к поддержанию привычного порядка. Он пытается самостоятельно поставить предметы на место и возмущается, когда вы решаете сократить знакомую историю, читая ее: “Нет, мальчик первым позвал кошку!”.
Своевременный заказ. Для ребенка очень важна последовательность событий – чтобы все происходило одинаково изо дня в день. Например, он должен ложиться спать в одно и то же время, соблюдая одни и те же ритуалы. Поэтому взрослым важно контролировать распорядок дня своих детей.
Помимо чувства безопасности, порядок во времени помогает ребенку осознать свой суточный ритм, активизируя внутренние биологические часы, на которые легче всего полагаться в раннем детстве.
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Это означает, что все члены семьи одинаково реагируют на одни и те же поступки детей. Если мать запрещает есть перед телевизором, отец, бабушка и дедушка используют ту же стратегию.
Когда взрослые требуют разных вещей, ребенку очень трудно адаптироваться. Когда он станет старше, он воспользуется этим, лавируя между своими родителями, но это не создаст для него чувства уверенности и безопасности. Скорее, это научит его лгать, и он будет очень легко манипулировать мамой или папой.
Одним из самых интересных проявлений периода сенсорного порядка является то, что дети постоянно проверяют границы. Они часто нарушают правила и наблюдают за реакцией членов семьи. Родители могут истолковать это как признак плохого настроения или озорства. В действительности это не так. Он делает это не со зла, а для того, чтобы правило оставалось неизменным. Он как будто сам подтверждает, что да, правило существует, оно постоянно, среда безопасна.
Если родитель начинает менять правила и идти на попятную, он вызывает у ребенка еще большую тревогу. Он начинает проверять границы все дальше и дальше, нарушая одно правило за другим. В конце концов его поведение становится неконтролируемым.
Возьмем, к примеру, ребенка, который всегда мыл руки перед едой, а однажды отказался. Мать в такой ситуации должна спокойно напомнить ей об этом правиле и настоять на его соблюдении. Главное, чтобы тон был спокойным. Но ребенку не разрешают садиться за стол с грязными руками. Он может закатить истерику и попытаться взять еду грязными руками, но важно, чтобы родители спокойно повторили правило и успокоили ребенка.
Правило не может быть изменено гневом. Если сиюминутное желание исполняется из-за истерики, значит, истерика – это способ получить желаемое. Так, что это изматывает не только вас, но и ребенка. Хотя ему кажется, что он получает то, что хочет, он не чувствует себя спокойным, потому что непостоянство правил расстраивает его. В этом случае истерики будут только усиливаться. Но если вы проявите твердость в соблюдении правила, то на следующий день ребенок пойдет и спокойно вымоет руки перед едой – он понял, что правило нерушимо, и в его жизни восстановился порядок. Такое поведение покажет, что потребности матери принимаются во внимание.
Развитие движений
Этот чувствительный период развития длится от рождения до 4,5 лет, достигая пика в 2-2,5 года. Ребенок делает огромный прогресс в развитии в области движения: на первом месяце жизни он с трудом поднимает голову, а через год пытается сделать первый шаг и забросить мяч в корзину.
Развитие движений и действий происходит по заранее определенной биологической программе. Развитие моторики происходит сверху вниз: сначала активна голова, затем руки, туловище и, наконец, ноги. Это означает, что сначала дети учатся держать голову, затем поворачиваться с боку на бок, потом сидеть и так далее.
Мы не можем насильно ускорить моторное развитие ребенка, потому что для каждого нового действия должна созреть правильная биологическая основа. Поэтому вы ничего не можете сделать для него. Это означает, что мы не вкладываем игрушку в руку ребенка, не заставляем его переворачиваться, не помогаем ему ползать или ходить – мы ждем, пока его биологический механизм созреет и он будет готов сделать движение самостоятельно.
Ребенок должен самостоятельно выполнять все движения: ходить, сидеть, пользоваться ложкой. Затем он узнает, к чему он готов. Если взрослый начинает делать за него какие-то движения или помогает ему, ребенок остается в зависимом положении и получает искаженное послание. Когда мать ведет ребенка за руки, она дает ему понять, что он может ходить самостоятельно, но это не так. Кроме того, в это время ребенок должен ползать, и его ведут за руку.
Есть дети, которые не ползают. Часто это связано с нехваткой места – когда ребенка помещают в манеж, ходунки или постоянно носят на руках. Это лишает ребенка возможности развивать естественные движения в соответствующий сенсорный период. Это мешает формированию межполушарных связей и задерживает ходьбу. В дальнейшем могут возникнуть трудности с координацией сложных движений, требующих координации обеих рук.
Если развитие не происходит своевременно, могут также возникнуть трудности с мелкой моторикой. Как в случае, когда ученик не может налить чай в чашку, он постоянно его проливает. Или с трудом учится держать ручку. Своевременное ограничение двигательной активности имеет серьезные последствия не только для развития моторики, но и для интеллектуального развития.
Например, ребенок начинает карабкаться по наклонным поверхностям, многократно поднимаясь и опускаясь. Мы можем ограничить его движение и перенаправить его на другой вид деятельности, создавая тем самым препятствие для обучения этому навыку. Мы также можем предоставить ему возможности – поставить в комнате треугольник Пиклера или подушки, чтобы он мог освоить новый навык и довести его до совершенства.
Развитие речи
Этот чувствительный период длится с 7-го месяца внутриутробного развития до 9-летнего возраста, достигая пика в 1-2,5 года.
Он включает в себя несколько подпериодов:
- развитие устной речи;
- писать;
- чтение.
Развитие речи до первого года жизни. В младенчестве создаются основные условия для развития речи, которые формируются на более поздних этапах. Ребенок привыкает к словесным формам, начинает понимать речь и повторять звуки, собирает часть содержания речи и отношений с теми, кто о нем заботится.
Очень важно, чтобы ребенок установил глубокие эмоциональные связи с близкими ему людьми. Только контакт является важной предпосылкой для развития речи – именно значимый взрослый вводит детей в мир языка. Речь развивается только в процессе общения со взрослым и для него. Если ребенок лишен или испытывает какие-либо препятствия в сенсорный период развития языка, речь не будет развиваться.
Для развития речи без нарушений необходим принимающий и слушающий человек, хороший слух и уважительный подход к речи ребенка.
Контакт с родителем вызывает состояние свободы, расслабления и комфорта, что приводит к непроизвольной вокализации ребенка. Прямое общение и внимательное взаимодействие со взрослым также помогает развитию артикуляции и стимулирует дальнейшую самостоятельную речь. Аудио- и видеозаписи лишены эмоциональной вовлеченности во взаимодействие и поэтому работают плохо.
Важно, чтобы мать или отец были заинтересованы в общении с ребенком. Когда взрослый внимательно слушает, у ребенка развивается слуховая концентрация и он учится слушать окружающих его людей. Специалисты считают, что это единственное поведение, которое приводит к осознанию сенсорного периода развития речи.
К концу года ребенок понимает названия большинства своих игрушек, знает названия предметов, с которыми он взаимодействует, понимает глаголы простых действий, таких как пить, ходить, лежать, спать. Внешне он прекрасно воспроизводит речевое общение, хотя в его лепете нет никакого содержания. Но взрослый легко понимает, что хочет сказать его ребенок.
Вскоре появляются отдельные слова: например, “няй-няй” (дай), “аф-аф” (собака), “ам-ам” (ешь). Активный словарь может содержать от 4 до 15 слов, а пассивный словарь примерно в три раза больше.
В возрасте от 1 до 3 лет происходит много важных изменений: вертикальное положение и речь становятся основными стимулами для дальнейшего развития. Вскоре ребенок перейдет на совершенно новый этап. С этого возраста деятельность ребенка будет становиться все более сложной, и он захочет осмысленно общаться на самые разные темы.
Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с внешним миром. Это означает, что он или она называет предметы, людей и действия, с которыми он или она сталкивается. В этом возрасте ребенок активно слушает литературу и рассказы других людей. Это расширяет словарный запас ребенка.
В этом возрасте дети могут овладеть двумя, тремя и даже более языками. Но им необходимо общаться с носителями языка. Если изучение второго языка предлагается как механическая практика, не связанная с реальной жизнью, язык не будет освоен. Более того, такая практика может привести к путанице в освоении родной речи.
Восприятие мелких деталей
Это самый короткий период чувствительности, который длится от 1,5 до 2,5 лет. Это может показаться на первый взгляд незначительным и даже опасным периодом, ведь ваш ребенок постоянно ищет мелкие предметы, такие как пуговицы, травинки или хлебные крошки. Он буквально очарован ими. Ваш ребенок может даже бросить стакан на пол и наблюдать, как он разбивается на мелкие кусочки. Они долгое время сосредоточенно собирают с пола или земли почти невидимую грязь или жучков и с гордостью демонстрируют их взрослым.
Этот интерес к мелким предметам связан с развитием способности различать детали в общей перцептивной картине. Это приводит к развитию клещевого захвата, который помогает при шитье, застегивании пуговиц, письме и других мелких движениях.
Важно предоставить ребенку как можно больше возможностей проявить интерес (но всегда под присмотром).
- Занимайтесь декоративно-прикладным искусством. Когда ваш ребенок приклеивает раскатанные пластилиновые бусины на картинку с изображением божьей коровки, или вдавливает бусины в пластилиновый хлеб, или приклеивает маленькие кусочки к аппликации на бумаге.
- Игрушки. Калейдоскоп, мозаика, конструктор, нанизывание бусин, сортировка мелких предметов или поиск их в кинетическом песке.
- Участие в приготовлении пищи. Класть кусочки еды на пиццу или пирог, резать овощи и фрукты, отделять красную смородину или виноград от веток.
В период чувствительного восприятия мелких предметов ребенок замечает мельчайшие детали на картинках. На этом этапе родители могут помочь с виммельбуками – книжками с картинками, в которых много маленьких картинок.
Развитие и утончение чувств
Этот чувствительный период длится от рождения до 4 лет, с пиком в возрасте от 3 до 3,5 лет. Органы чувств – это посредники, через которые ребенок вступает в контакт с окружающей средой. Они вызывают формирование нейронных связей, отвечающих за сенсорное восприятие. Ребенок начинает правильно интерпретировать и классифицировать сенсорные сигналы: перец – горький, мед – сладкий; пуфик – мягкий, стол – твердый.
Эти органы чувств включают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и проприоцепцию. Мария Монтессори также упомянула о стереогностическом чувстве: оно формируется благодаря отпечаткам пальцев – когда мы закрываем глаза, мы ощущаем предмет и узнаем его.
Ребенок обладает почти всеми органами чувств уже при рождении, но в первые годы жизни он постоянно развивает и совершенствует свое восприятие. На пике своей активности он вдруг начинает активно слушать и нюхать, пытается извлекать звуки из всех предметов и пытается понюхать каждый цветок.
Что можно сделать, чтобы не пропустить этот чувствительный период? Постарайтесь обогатить пространство сенсорными стимулами – предметами из различных материалов, форм, запахов, вкусов, свойств, узоров и естественных цветов. Слушайте различные мелодии и звуки природы, ходите на концерты классической музыки, организуйте уголок с музыкальными инструментами. Поощряйте ребенка пробовать разные вкусы и запахи и узнавать их с закрытыми глазами.
Такое разнообразие позволяет получить множество сенсорных ощущений и помогает ребенку понять окружающий мир.
Освоение социальных навыков и норм
Он начинается в возрасте 2,5 лет, достигает пика в возрасте 4,5 лет и заканчивается в возрасте 5,5 лет.
Ребенок усваивает культурные нормы с самого рождения. Но в период впечатлительности он особенно легко усваивает правила общения с окружающими: учится здороваться, прощаться, спрашивать, знакомиться, вести себя за столом и на людях, дарить и получать подарки, поздравлять с праздниками, не бить других детей и не кусаться.
Пример урока вежливости:
- Найдите подходящий момент, когда ребенок спокоен и открыт для общения: “Сегодня я расскажу вам, как можно попросить кого-то передать предмет.
- Поговорите о ситуации, с которой вам предстоит иметь дело: “Иногда вы хотите взять книгу с полки, но не можете до нее дотянуться.
- Расскажите и покажите, что нужно делать: “Вы можете сказать: “Мама, пожалуйста, возьми эту книгу” или “Мама, дай мне эту книгу”. И в конце скажите “спасибо”. Попробуем?”
- Попросите повторить и подведите итог: “Теперь ты знаешь, как просить о помощи и говорить “спасибо”.
К 2,5 годам ребенок выражает радость при виде других детей, но предпочитает играть самостоятельно. Интерес дошкольника к другим детям растет – уже трехлетний малыш хочет общаться с ними, дружить и делать что-то вместе. Поэтому важно предоставить как можно больше возможностей для социального контакта с другими детьми в это время, будь то в детском саду или на игровой площадке дома. Таким образом, ребенок может научиться устанавливать социальные контакты не только с отдельными детьми, но и в группе, научиться договариваться и разрешать конфликты.
Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка
Чувствительные периоды протекают плавно, они плавно начинаются и так же незаметно заканчиваются, так что практически невозможно определить их продолжительность, точное начало и конец. Однако на пике своей активности они очень умны: ребенок чрезвычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет подходящие вещи для ее организации.
Это основные признаки начала пика чувствительного периода. Ребенок испытывает непреодолимое влечение к какому-либо занятию или предмету. Он ищет буквы везде: ищет вывески в магазинах, находит большие буквы в книгах, задает вопросы типа “Какая это буква? Это замечание показывает нам, что он находится в критическом периоде языкового развития (т.е. чтения).
Ребенок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с большим энтузиазмом, энергией, рвением. Когда он учится вставать, он держится за какой-нибудь предмет в комнате, подтягивается, встает, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила велит ему встать, и так далее, и так далее. Таким образом, он учится стоять, а затем ходить. Это активное движение говорит нам о том, что начался сенсорный период движения – уверенное, самостоятельное стояние в пространстве, а затем и ходьба.
Занятие очень интенсивное и продолжительное, но оно не приводит ребенка к усталости и апатии. Наоборот, их активность возрастает, они становятся более упорными и могут часами заниматься одним делом. Дети дошкольного возраста рисуют очень много, некоторые создают около тысячи рисунков в год. Они рисуют каждый день и подолгу. Таким образом, ребенок бессознательно готовит руку к письму.
Взрослые могут быть недовольны тем, что ребенок так много времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занимался чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т.д. Его можно водить на занятия по подготовке к школе, где его попросят писать письма. Но в конечном итоге такой подход демотивирует ребенка писать.
Если ребенка прерывают или беспокоят во время выполнения задания, он становится очень расстроенным. Это стресс, когда ребенок увлечен, а кто-то звонит или прерывает его. Он не будет чувствовать себя удовлетворенным результатом своих усилий, поэтому может вести себя совершенно неподобающим образом во время перерыва.
Иногда родители игнорируют занятия детей, считая, что они не так важны, как их дела. Незнающий взрослый может предположить, что ребенок занимается чем-то неважным и его можно остановить в любой момент.
Это происходит, например, когда он спускается с горки раз, два, третий раз, а родители думают, что они лучше знают, сколько раз для него достаточно: “Хватит уже кататься, иди поиграй в песочнице”. Другое дело, когда действительно пора спускаться – тогда вы можете предупредить их: “Спуститесь с горки три раза, и мы поедем домой”.
Удовольствие и радость, которые испытывает ребенок после выполнения какой-либо деятельности. Несмотря на продолжительность занятия, которое может длиться несколько часов, в конце ребенок совсем не устает, а лучится от радости. Часто он может принести вам результат своей работы – показать рисунок или приложение.
Ребенок в сенситивный период легко учится, приобретает знания и навыки. Ни в какое другое время это не происходит так быстро и легко.
Если ребенок учится ходить во время сенситивного периода, он учится очень быстро, в течение нескольких месяцев. Сначала он будет ползать, затем вставать, ходить и начнет ходить самостоятельно. Однако если ребенка долго носить на руках или использовать ходунки, его мышцы не будут достаточно сильными для ходьбы, что может значительно задержать первые шаги.
Как только эта потребность удовлетворена, ребенок становится равнодушным к последнему, что его привлекало. Примерно в возрасте 2 лет у ребенка наступает период максимальных усилий. Он постоянно хочет нести перед собой что-то тяжелое. Природа предусмотрела этот период, чтобы весы могли научить ребенка держать равновесие при ходьбе.
Ребенок поднимает предметы, которые взрослым кажутся тяжелыми, но которые близки к его весу, и несет их с радостью и легкостью. Как только этот период проходит, ребенок начинает уверенно ходить, его тело приобретает четкое вертикальное положение в пространстве, а интерес ребенка к переноске тяжелых предметов исчезает. Даже если вы предложите принести что-то тяжелое, он/она откажется.
Возрастная сензитивность
Возрастная чувствительность – это явление, которое развивается на определенном этапе индивидуального развития и является выражением чувствительности человека к различным воздействиям внешней среды.
Чувствительность к развитию – это тема, которая рассматривается в педагогике и психологии развития. Знание чувствительных возрастных периодов помогает в развитии необходимых навыков. Например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро усваивать язык, а значит, этот возраст является сенситивным для развития языковых функций. Если пропустить очень важный чувствительный этап, ребенок уже не вернется к нему, и в дальнейшем могут возникнуть трудности в развитии соответствующих навыков.
Чувствительный возраст – это возможность для ребенка приобрести желательные и необходимые навыки и способности, поведение и знания. Только в период чувствительности можно легко чему-то научиться, но после этого периода это уже не так легко.
Уязвимые периоды длятся в течение определенного времени, независимо от того, успел человек научиться необходимым действиям или нет, и если он не предпринимает их, возможность упущена, и человеку становится труднее справляться с необходимостью научиться необходимым действиям.
Человек не в состоянии каким-либо образом повлиять на возникновение сенситивных периодов. Самое важное, что должны знать родители, – это то, что они могут сделать, чтобы сенсорный период их ребенка прошел как можно успешнее.
Поэтому родителям следует знать чувствительные периоды в жизни ребенка, распознавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все интенсивные фазы чувствительного периода, что необходимо для правильной оценки развития ребенка; делать прогнозы на следующий чувствительный период и создавать благоприятные условия для развития ребенка.
Возрастные чувствительные периоды являются универсальными, что означает, что независимо от религии, национальности и культурных различий они наступают в нужное время.
Эти периоды индивидуальны, то есть точные сроки и продолжительность биологически определяются каждым человеком по-разному. Поэтому идея фронтального подхода к обучению, особенно до шестилетнего возраста, неверна. Кроме того, разнообразие образовательных программ, за исключением индивидуальных, может не соответствовать фактическому возрасту ребенка. Например, если ребенку исполнилось пять лет, это не значит, что он умственно полностью соответствует этому биологическому возрасту.
Другим важным фактором является динамика сенсорного периода, которая вместе со среднестатистическим временем не гарантирует, что абсолютно каждый ребенок пройдет возрастную сенсибилизацию таким образом.
Поэтому существует фундаментальная необходимость в функциональной диагностике индивидуального развития детей (выявление личностных особенностей с целью работы над их дальнейшим развитием).
Каждый возрастной сензитивный период характеризуется мягким, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его наступлении, не предполагать, что оно может произойти, и не работать с ребенком, сосредоточившись на зоне его ближайшего развития; пиковой точкой (стадией наибольшей интенсивности), которую легче всего заметить. Сенситивный период также характеризуется легким снижением интенсивности.
Возрастные сенситивные периоды возникают примерно в одно и то же время, но могут иметь высокую интенсивность в разное время.
Подходящие профессии
Тревожные акцентуанты обычно интуитивно выбирают профессии, в которых они чувствуют себя наиболее комфортно. У них есть хорошие качества, которые ценятся работодателями: они ответственны и никогда не берутся за дела, превышающие их возможности, они не будут рисковать и ставить все на одну карту, а если и берутся за что-то, то делают это тщательно, скрупулезно и честно. Кроме того, чувствительные люди очень фиксированы: менять работу, пускаться в авантюры – не в их духе. Как правило, они с недоверием относятся ко всему новому и неизведанному. Им не нужна головокружительная карьера, им нужна стабильность, даже на одном месте.
При выборе профессии следует избегать сфер деятельности, предусматривающих работу в команде, несмотря на особую интуицию и настроение коллег, чувствительный человек предпочитает работать самостоятельно. Такие люди могут быть неуравновешенными, если что-то накаляет их нервную систему до предела, поэтому вам следует держаться подальше от профессий, требующих выносливости, силы воли и высокой стрессоустойчивости. Поэтому лучше избегать управления, администрации, аварийных служб, пожарной охраны, полиции, бизнеса на ключевых должностях, дипломатии и политики.
Система психологических тестов может указать на ту область, в которой ребенок с повышенной чувствительностью будет чувствовать себя наиболее нужным и полезным в школьный период. Лучше всего выбирать технические профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией сложного технического оборудования и аппаратуры. Чувствительные, деликатные молодые люди – это очень вдумчивые инженеры с высокой степенью ответственности и сильными аналитическими способностями. Чувствительные люди часто являются творческими личностями.
Если у вас острое восприятие действительности, вы можете стать известным художником или фотографом, кинематографистом, декоратором, писателем, поэтом, актером или искусствоведом, музейным хранителем, архивариусом. Сенситивы чувствительны не только к другим людям, но и к природе и животным, поэтому подходящие профессии – ветеринар, зоолог, садовник, эколог, специалист по сельскому хозяйству, биолог, морской биолог и зоолог. Чувствительные люди также являются хорошими финансистами, бухгалтерами, переводчиками (текстов и книг), математиками и композиторами. Самое главное – не работайте там, где вам приходится иметь дело с большим количеством людей и чрезвычайных ситуаций. Им противопоказаны медицина, педагогика, страхование, биржевые опционы, журналистика, военное дело и другие сферы, требующие большого количества социальных контактов и железных нервов.
Поведение в обществе
Чувствительные люди часто имеют неадекватную самооценку. Они раздражительны и очень чувствительны, что не позволяет им стать лидерами в обществе. Их восприятие действительности не предполагает авантюризма и смелости, азарта, они почти всегда не любят алкоголь и довольно застенчивы в контактах с противоположным полом. Нередко такие люди не могут определить свое отношение к тому или иному человеку, потому что у них много собственных скрытых чувств, которые занимают все их мысли. Они не любят притворства и лжи, поэтому им проще держаться подальше от больших компаний, чем соответствовать правилам коллектива, льстить, угождать и стараться казаться “сердечными”.
Они очень чувствительны к насмешкам со стороны других людей в его адрес, а также к необоснованным обвинениям. Однако наводить порядок с обидчиком они не пойдут, предпочитая, чтобы обиженный “затаился” в дальнем углу собственной квартиры, чтобы “хорошенько все обдумать”. В то же время они склонны к депрессии. Для них невыносима мысль о том, что кто-то может подумать о них плохо. Не думайте, что вы сможете легко развеселить чувствительного человека. Он может одарить вас вежливой улыбкой, но на искреннюю радость не решится, вернее, будет смущен ее проявлением.
Совместимость в супружестве
Чувствительные люди из меланхолического журнала, как правило, имеют низкую или очень низкую психосексуальную активность, поэтому они тянут судебные перспективы для построения семейных отношений. Однако они с удовольствием принимают инициативу партнера во многих аспектах устройства своей личной жизни. Есть важный нюанс, о котором должен знать партнер аллергика: с возрастом он может частично компенсировать свою гиперчувствительность, о чем говорилось выше, но может начать вести “двойную жизнь”: он будет вежлив, учтив, спокоен с окружающими, с которыми ему приходится общаться на работе, вне дома.
Но дома он тут же сбросит эту неприятную “маску”, и тогда партнеру придется долго и терпеливо выслушивать, как все раздражает и напрягает, как несовершенен и плох мир, как неприятны и несправедливы люди. Все, что накопилось из-за “маски”, станет темой для разговоров в тихие семейные вечера. Чувствительный человек будет требовать от своего супруга понимания и всяческого сочувствия. Если даже жестом или взглядом партнер показывает, что ему надоело его слушать, или он устал, или ему это неинтересно, то травмы, нанесенные такими “предательствами” чувствительных переживающих меланхолию, будут глобальными. Причины для страданий и переживаний он тут же добавит.
Стоит подумать, с кем попытаться построить свою семейную жизнь человеку с повышенной чувствительностью.
Можно попробовать сделать это с сангвиником – представители этого типа темперамента довольно легко уживаются с любым другим типом, им будет не так сложно установить с чувствительным партнером довольно тесный эмоциональный контакт. Кроме того, “сметливый оптимист”, который является сангвиником, с удовольствием делится с супругом чуткой долей доверия, придает ему смелости и немного уверенности в себе. Однако в потоке своего жизнелюбия и оптимизма сангвиник может не заметить, как он ненароком обижает чувствительного партнера, что может стать причиной ссоры и недопонимания. У двух чувствительных партнеров, которые в действительности оба меланхолики, будет интересная дружба и общение, но их семейная жизнь будет напоминать тяжелую жизненную драму и сильно затянутый сюжет. Оба будут держать обиду, оба будут сосредоточены на своих заботах, чувствительная семья будет страдать в одиночестве и заставлять страдать всех вокруг.
С холериком не стоит даже пытаться строить семейную жизнь. Быстро забывающий аргументы, резкий и напористый холерик будет на каждом шагу невольно оскорблять чувствительного партнера, может кричать, давить, высмеивать супруга, что надолго останется в душе огромной занозой при повторной обиде. Неплохие шансы на успешную семью с чувствительным мужчиной классическим флегматиком. В таких отношениях никто никого не обидит, но будет мало ярких страстей и чувств. Если партнеры не разучатся разговаривать и не будут затягивать конфликты, все будет хорошо. Иначе оба могут долгое время сидеть по разным углам и страдать от обид, если они будут накапливаться, то примириться будет все труднее.
Сензитивность: лечить или развивать?
В заключение хочу сказать, что чувствительность – это неоднозначное явление, как и многие вещи в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, включая эмоциональную чувствительность, необходима человеку для полноценной жизни.
А если говорить о социальной чувствительности, то она влияет на качество нашей личной жизни (можете ли вы любить, не чувствуя своего партнера?), успешность профессиональной деятельности, а также само общение с друзьями и любимыми. Поэтому тренинги по развитию навыков общения обязательно включают упражнения на развитие чувствительности.
Но с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она может привести к депрессии, неврозам и паническим атакам. Поэтому к этому явлению нужно относиться серьезно. А если у вас есть проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревоги, лучше обратиться к хорошему психотерапевту.
Упражнения для развития сензитивности
Чувствительность в разумных пределах – необходимое качество для успешного взаимодействия с людьми, для понимания человеческих процессов.
Тренинг чувствительности – это разговорное название группового психологического тренинга личностного развития, направленного на развитие у человека навыков чувствительности: сопереживания, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других людей. Техники и упражнения тренировки чувствительности:
- Упражнение по психологическому наблюдению. Из группы выбирается человек, который выходит за дверь, а участники остаются в комнате: одни сидят на стульях, другие стоят. Тренер вызывает человека, который вышел, и просит его запомнить “образ” положения других людей в течение 1 минуты, а затем просит его снова выйти за дверь. Половина группы меняет позиции. Тот, кто ушел, входит снова, и тренер просит его поставить всех в то же положение, что и в первый раз. Результат – оценка того, насколько человек проницателен.
- Упражнение “Эмоции” для усиления восприятия партнера. Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых написаны различные эмоциональные реакции. Каждый человек по очереди выходит и встает спиной к остальным, его задача – невербально выразить эмоцию или состояние, написанное на его карточке. Цель других – почувствовать, что это такое: гнев, радость, печаль и т.д.
- Упражнения для развития наблюдательной чувствительности. Участники садятся в круг и пытаются определить эмоциональное состояние своего соседа слева, одновременно получая обратную связь о том, верны их догадки или нет. Неправильные интерпретации сигнализируются тренером как указание на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализе действий и эмоций других людей.