Что такое мотив? Особенности движущей силы любого человека

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Мозг.

Содержание
  1. Что такое мотив
  2. Мотив может быть не один
  3. Как образуются и видоизменяются мотивы?
  4. Что определяет уровень мотивации?
  5. Основные мотивы человека
  6. Содержательные теории мотивации
  7. Иерархия потребностей Маслоу
  8. Теория ERG Альдерфера
  9. Теория приобретенных потребностей Макклелланда
  10. Теория двух факторов Герцберга
  11. Функции мотива
  12. Виды мотивов в психологии
  13. Внутренние и внешние мотивы
  14. Положительные и отрицательные мотивы
  15. Устойчивые и неустойчивые мотивы
  16. Достижение успеха
  17. Концепция мотивации
  18. Способы мотивации
  19. В психологии
  20. В менеджменте
  21. В экономике
  22. Подробнее о нематериальных стимулах
  23. Самомотивация
  24. Аффирмации
  25. Самовнушение
  26. Самопоощрение
  27. Метод маленьких шагов
  28. Метод негативного подкрепления
  29. Метод авторитета
  30. Биографии успешных людей
  31. Визуализация
  32. Что такое соподчинение мотивов?
  33. Борьба мотивов
  34. Мотив поможет достичь успеха
  35. Препятствия на пути к успеху
  36. Влияние зоны комфорта на успех
  37. Процессуальные теории мотивации
  38. Теория ожиданий Врума
  39. Теория равенства справедливости Адамса
  40. Модель Портера Лоулера
  41. Теория постановки целей Э. Локка
  42. Концепция партисипативного управления

Что такое мотив

Мотив – это процесс, который направляет поведение человека, способствуя его организации, направленности, активности и постоянству. Мотив также рассматривается как некий обобщенный образ материальных или идеальных объектов, представляющих ценность для индивида.

Достижение этих объектов является для него смыслом действия. Для индивида мотив проявляется в виде конкретных переживаний, которые могут быть как позитивными (когда он ожидает достижения этих объектов), так и негативными (когда он осознает неполноту своей позиции, отсутствие этого объекта).

Шопенгауэр был первым, кто использовал термин “мотивация” в психологии. В настоящее время в психологии слово “мотивация” понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за мотивацию и активность, другие полагают, что это чисто психологический феномен, представляющий собой совокупность мотивов.

Так что же, по сути, представляет собой мотивация в психологии? Этот термин используется везде, где речь идет о достижении какой-либо цели и конкретных путях ее достижения. Известно, что одна и та же цель может быть достигнута разными способами. Например, если кто-то хочет разбогатеть, он может устроиться на работу в престижную компанию, открыть собственный бизнес, написать хорошую книгу или заняться преступной деятельностью. И наоборот, одна и та же деятельность может преследовать разные цели. Более того, желание достичь определенной цели можно объяснить и собственными причинами. Почему человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить недвижимость на берегу моря, кто-то – жениться, кто-то – заниматься любимым делом профессионально (а не только тем, что приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком движут определенные мотивы.

Обычно человек, организующий для себя какую-либо деятельность и достигающий определенной цели, руководствуется одновременно несколькими мотивами, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Часто человек не осознает, что побуждает его выполнять те или иные действия. Могут быть скрытые мотивы, связанные с воспоминаниями, страхами и т.д. Такие мотивы не отражаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает некое смутное напряжение или дискомфорт, которые он пытается преодолеть с помощью определенных действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – это причина, по которой мы хотим этого достичь. Мотивация в психологии относится как к совокупности мотивов, которые управляют поведением индивида, так и к самому процессу этого управления.

Две женщины коллеги обсуждают рабочие вопросы
Мотив – это главнейшая составляющая любой человеческой деятельности

Мотив может быть не один

При планировании и достижении цели человек руководствуется более чем одним мотивом. Их разнообразие позволяет психологам говорить об одном или нескольких одновременно. Определение критерия мотивов является трудной задачей в психологии. Иногда человек не знает причин, по которым совершаются те или иные действия.

Эта ситуация возникает из-за скрытых подсознательных страхов, психологических травм или забытых моментов. Мотив, созданный подсознанием, не может быть распознан человеком. Человек внезапно чувствует напряжение, дискомфорт и, чтобы погасить неприятные ощущения, подсознательно совершает определенное действие.

Как образуются и видоизменяются мотивы?

Цель превращается из стимула в мотив благодаря накоплению эмоций и фантазии в процессе деятельности. Цель достигается с помощью операций, выполняемых подсознательно, и действий, совершаемых в присутствии сознания.

Но в процессе работы над целью действия могут стать операциями, если первые уже могут осуществляться на рефлексивном уровне. Хорошим примером того, как работает этот механизм, являются спортивные тренировки. Чем ответственнее мы подойдем к процедуре, тем быстрее сможем выполнить ряд операций, даже не задумываясь об алгоритме их выполнения.

Какие операции должны быть выделены:

  1. Те, которые выполняются автоматически или почти автоматически.
  2. Те, которые выполняются нестандартно, путем повторения, или еще не имеют четкого механизма действия, поскольку рождаются в результате копирования поведения или необходимости адаптации к существующим обстоятельствам.

Все действия состоят из элементов обоих типов и необходимы для возникновения навыков, которые представляют собой последовательность операций и действий, зафиксированных в памяти и сознании. При благоприятных обстоятельствах происходящее сулит расширение человеческой деятельности и освоение новых сфер. Но, к сожалению, механизм переноса мотива на цель не всегда благотворно влияет на психику человека и может стать причиной деградации личности.

Что определяет уровень мотивации?

Независимо от стимулов, которые помогают человеку двигаться вперед, уровень мотивации не является постоянным и неизменным. В зависимости от выполняемой деятельности, сопутствующих обстоятельств и других факторов его уровень может как повышаться, так и понижаться.

Факторами, определяющими уровень мотивации, являются:

  • важность достигнутого результата;
  • уверенность в себе для достижения цели;
  • личные ожидания от достижения цели;
  • собственное понимание и восприятие успеха.

Индивидуальная мотивация всегда сильнее, поскольку она направлена на достижение четких целей и получение измеримых результатов.

У девушки паранойя
Мотивация у каждого человека своя собственная и осложнена личностными факторами

Основные мотивы человека

Если рассматривать основные мотивы действий человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) являются мотивы, связанные с существованием, то есть биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Их нельзя изменить силой воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон. Можно сказать, что эти мотивы непосредственно связаны с потребностями человека, которые всем известны по классификации Маслоу.

Многие из основных мотивов игнорируются в повседневной жизни, но они лежат в основе многих видов экономической деятельности и, если их невозможно удовлетворить, угрожают продолжительности жизни: физические упражнения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.

Поэтому они являются важными и необходимыми процессами для выживания людей и видов. Другие основные мотивы включают бегство от опасности или поиск убежища для самозащиты.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации часто используются в социологии и менеджменте. Эти концепции основаны на изучении человеческих потребностей, поскольку именно они считаются основными факторами, формирующими мотивацию.

Иерархия потребностей Маслоу

Вероятно, ни одна другая теория мотивации не повлияла на мышление менеджеров так сильно, как теория потребностей Абрахама Маслоу. Его суть заключается в следующем: он предполагает, что человек мотивирован не внешними мотивами, такими как вознаграждение или наказание, а внутренней программой потребностей. Эти потребности делятся на группы. Когда одна группа удовлетворена, на первый план выходит другая. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

Маслоу выделил пять уровней потребностей, которые динамически взаимосвязаны и образуют иерархию. Когда человек имеет неисчерпаемый запас пищи, в нем сразу же возникают другие потребности, которые замещают физиологические потребности и доминируют. Когда они тоже удовлетворены, появляются потребности более высокого порядка, и так далее. Именно это имел в виду Маслоу, когда утверждал, что основные человеческие потребности упорядочены в иерархии относительной важности.

Концепция физиологических влечений обычно берется в качестве отправной точки для теории мотивации. Маслоу, однако, настаивает на использовании термина “потребность” вместо “влечение” и обосновывает свою точку зрения концепцией физического гомеостаза, то есть естественной тенденцией организма поддерживать постоянный состав крови, а также тем фактом, что аппетит – в смысле предпочтения определенного вида пищи – служит достаточно эффективным индикатором недостатка определенных веществ в организме. Не все физиологические потребности связаны с гомеостазом. К этому списку можно добавить сексуальное желание, сон и материнское поведение у животных. На самом деле, чем более общим будет описание этих потребностей, тем больше будет расширяться список.

Маслоу назвал две причины, по которым физические потребности можно считать уникальными и необычными среди основных человеческих потребностей. Их можно считать относительно независимыми друг от друга и от других уровней потребностей. Для классических потребностей, таких как голод, жажда или секс, можно найти их физическую основу. Однако эту относительную физиологические потребности также могут служить каналами выражения всех других потребностей. Например, человек, который думает, что он голоден, на самом деле может нуждаться не в белках и углеводах, а в безопасности. Когда человек хронически лишен воды и пищи, голод и жажда становятся доминирующими желаниями и вытесняют все остальные. Поэтому физиологические потребности обладают наибольшей непрерывностью среди всех человеческих потребностей. Эта предрасположенность означает следующее: если человек лишен всего, он будет стремиться удовлетворить в первую очередь свои физиологические потребности в ущерб всем остальным.

Когда физиологические потребности достаточно удовлетворены, на первый план выходят другие потребности в безопасности тела. Поскольку взрослые склонны подавлять свои реакции на опасность или угрозу, этот аспект человеческого поведения легче наблюдать у детей, которые открыто реагируют на любую внезапную помеху, такую как падение, неожиданность, громкий шум или яркий свет, плохое обращение или неправильное держание. Маслоу видел дальнейшее доказательство потребности в безопасности в стремлении ребенка к определенному распорядку или ритму, к предсказуемому и упорядоченному миру. Несправедливость, нечестность или непоследовательность со стороны родителей приводит к тому, что дети чувствуют страх и угрозу. Это происходит не столько из-за самой несправедливости или других подобных неприятностей, сколько потому, что такое отношение делает мир вокруг них неопределенным, небезопасным и непредсказуемым.

Эксперты сходятся во мнении, что дети лучше всего развиваются в ограниченной среде, потому что им нужен структурированный или упорядоченный мир. Вид незнакомых людей, неизвестных или неконтролируемых объектов, болезнь или смерть могут вызвать у детей реакцию страха. В такие моменты ребенка особенно тянет к родителю, что является неопровержимым доказательством роли родителя как защитника (помимо роли кормильца и источника любви). У взрослых потребность в безопасности выражается в общем желании иметь стабильную работу, гарантирующую пенсию и медицинское страхование, а также в стремлении улучшить условия труда. Еще одним проявлением стремления к безопасности и стабильности является чрезвычайно распространенная тенденция отдавать предпочтение знакомым вещам и людям перед незнакомыми. Маслоу предположил, что после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в безопасности, доминирующими в плане мотивации становятся потребности в любви, внимании и принадлежности. В этом случае человек будет остро ощущать отсутствие друзей или семьи, стремиться к теплым отношениям с окружающими и желать “занять свое место в группе”. Эти потребности называются социальными.

Согласно Маслоу, эта категория включает в себя потребность (или желание) в высокой самооценке (самоуважении), а также в признании со стороны других людей.

Маслоу разделил эти потребности на две подгруппы:

Потребность в престиже, статусе, доминировании, признании, внимании и благодарности;

Желание казаться сильным, успешным, компетентным, квалифицированным и уверенным в себе в глазах окружающих, стремление к независимости и свободе.

Следующим этапом идет потребность в самореализации. Маслоу определил это как “стремление человека к исследованию, то есть его тенденцию к реализации своего потенциала … желание открывать все новые и новые возможности”. Проявление этих потребностей обычно зависит от предварительного удовлетворения физиологических потребностей, а также потребности в безопасности, уважении и любви”. Тем не менее, пять групп потребностей в иерархической структуре Маслоу по-прежнему выполняют полезную работу. Взятые вместе, они формируют общую картину – не более того – индивидуальных потребностей, которые вы, как лидер, должны учитывать при взаимодействии с каждым членом вашей команды.

Этот взгляд на людей, основанный в основном на работах таких психологов, как Маслоу, начал оказывать влияние на индустрию в конце 1950-х гг. Дуглас МакГрегор отметил, что менеджеры часто действуют на основе двух противоположных предположений, которые он назвал теорией X и теорией Y.

Теория ERG Альдерфера

Согласно теории Альдерфера, у людей есть 3 основные потребности:

  1. Экзистенциальные (физические потребности, безопасность).
  2. Сетевое взаимодействие (общение, членство в группах).
  3. Самоактуализация (карьерный рост, творчество).

Согласно этой теории, переход с первого уровня на следующий может происходить как снизу вверх, так и сверху вниз.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

В этой теории потребности снижаются только до высокого уровня:

  1. Потребность принадлежать.
  2. Жажда власти.
  3. Самореализация.

Теория двух факторов Герцберга

Теория Герцберга предсказывает 2 фактора, влияющих на мотивацию сотрудников:

  1. Гигиенические (сдерживающие) – условия и характер труда, размер заработной платы, отношения с сослуживцами и руководством.
  2. Мотивационные (стимулирующие) – признание, самореализация, карьерный рост.
Мужчина переживает из за работы
Существует множество подходов к пониманию мотивации каждой личности

Функции мотива

Первая функция заключается в том, что мотив производит реальное побуждение к действию – осуществляет его активацию и энергетическое обеспечение.

Вторая функция – дать направление предпринятым действиям. В конце концов, недостаточно просто привести его в движение и поддерживать его энергию – необходимо довести действие до конца. Другими словами, это функция управления активными процессами и доведения их до намеченного результата.

Третья функция – смыслотворчество, то есть выведение мотива на субъективный (личностный) уровень. Субъективный смысл формируется в действии, в соотношении мотива и цели. Смысл – это ответ на вопрос “Зачем человеку нужен объект потребности и действия?” Если личность развита, то этот вопрос часто является решающим, поэтому смыслообразующая функция с психологической стороны занимает центральное место. Человек – это существо, ориентированное на смысл. Поэтому, если нет значимого личностного смысла, мотив не будет действовать, и действие не будет предпринято.

Виды мотивов в психологии

Психологи выделяют большое количество типов мотивов, разделяя их на несколько категорий. Создать такую классификацию непросто, потому что обстоятельств, которыми руководствуются люди, очень много; в каждой области психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наиболее распространенным является деление мотивов на четыре группы.

Внутренние и внешние мотивы

Эти типы важны не только для выбора средств и способов достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренние мотивы – это такие мотивы, как интересы, хобби, потребность в положительных эмоциях и избегание отрицательных, желание повысить самооценку и т.д. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к выполняемой деятельности.

Внешняя мотивация – это обстоятельства, которые не зависят от человека и его желаний и лежат за пределами личной сферы человека. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, изменение погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т.д.

Внешние и внутренние мотивы могут действовать вместе, а могут действовать по отдельности. Например, студент старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что ему интересен предмет, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, покрасоваться перед одноклассниками и т.д.

Внешняя мотивация играет достаточно большую роль в жизни человека, поскольку большинство людей нуждаются в определенном количестве социализации. Такая мотивация часто более эффективна, чем внутренняя мотивация, потому что это “пинок под зад”, без которого некоторые люди ничего не будут делать. Однако для развития личности внутренние мотивы по-прежнему являются наиболее предпочтительными. Только с их помощью вы сможете выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность в основном основана на внутренней мотивации.

Положительные и отрицательные мотивы

Как и потребности, мотивы связаны с эмоциями. Действия человека могут быть обусловлены желанием получить удовольствие, радость, в этом случае это позитивная мотивация, а могут быть обусловлены желанием избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, в этом случае это негативная мотивация.

Исследователи пока не могут однозначно сказать, какая из этих мотиваций более эффективна для достижения цели. Негативная мотивация может побуждать людей преодолевать препятствия, терпеть мелкие неудобства и работать до изнеможения; но она также разрушает человека, который никогда не будет по-настоящему любить и понимать свою работу. Поэтому предпочтительны положительные мотивы.

Устойчивые и неустойчивые мотивы

Стабильные мотивы – это те, которые возникают из потребностей человека и не требуют дополнительного подкрепления. Такие мотивы сохраняются в течение достаточно длительного времени. Нестабильные мотивы быстро меняются. Таким образом, внутренние мотивы являются стабильными, поскольку изменения во взглядах, интересах и вкусах происходят редко и постепенно. Внешняя мотивация, напротив, нестабильна, поскольку требования общества, настроение окружающих и погода на улице быстро меняются.

Достижение успеха

Это особый тип мотивации, который приобрел важное значение в последнее время. Современное общество настраивает людей на успех с детства. Быть неудачником не престижно, успех приносит и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.

Казалось бы, каждый хочет добиться успеха. Однако в действительности на пути к успеху существует множество препятствий, которые иногда даже отталкивают людей от его достижения. Одна из причин заключается в том, что люди не понимают, зачем им вообще нужно достигать цели. Иногда цель находится слишком далеко и теряется в многочисленных возникающих препятствиях; в этом случае целесообразно разбить достижение успеха на несколько промежуточных целей.

Часто для достижения большого успеха необходимо выйти за пределы своей зоны комфорта. Это значит жертвовать чем-то малым, чтобы в итоге получить что-то гораздо большее; способность рисковать и терпеть небольшие проблемы с расчетом на то, что они будут с лихвой компенсированы при достижении успеха. И именно здесь многие потенциально успешные люди терпят неудачу.

Нередко под “зоной комфорта” понимается физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, где человек чувствует себя хорошо и комфортно, не страдает и, кажется, обеспечен всем необходимым. В действительности психологи понимают под этим термином нечто иное. Для некоторых людей “зона комфорта” как раз ассоциируется со страданием, дискомфортом, болью, и выход из этой зоны способен избавить от страданий и принести счастье. Но человек не хочет осознавать этот выход, ему “приятно”, когда он чувствует себя плохо. В чем причина этого парадокса?

Эту ситуацию прекрасно иллюстрирует знаменитая пьеса Е. Шварца “Дракон”, по которой в конце 1980-х годов был снят фильм. Жители сказочного городка вынуждены смириться с тем, что уже много лет ими диктаторски правит страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдать ему самых красивых девушек в городе. Когда появляется храбрый рыцарь, убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же избрать нового диктатора, который заставит их страдать точно так же. Оказывается, что жители не способны приложить усилия, чтобы научиться жить без диктатора и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и тяжелый труд кажутся еще большим страданием, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно привыкнуть. Дракон освободил людей от необходимости думать и дал им картину мира, пусть несправедливую и ложную, но достаточно простую и понятную, чтобы выучить ее наизусть.

Мужчина стоит на горе на фоне лилового заката
Мотивы бывают разными, но все они – движущая сила для наших действий и решений

Концепция мотивации

Понятие мотивации шире понятия мотива, поскольку его можно применить к другому человеку. Таким образом, мотивировать – значит дать человеку стимул или причину для совершения определенного действия. Она заставляет его действовать или вести себя, т.е. заинтересовать человека в определенном действии.

Мотивация – это внутреннее состояние потребности человека, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия на достижение цели. Главной особенностью мотивации является ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек пытается снять напряжение, проявляющееся в состоянии тревоги и страха, которое возникает, когда он чувствует необходимость (не всегда осознанную) удовлетворить какую-то потребность.

Потребность заключается в том, что человеку не хватает чего-то внешнего, необходимого для поддержания нормального функционирования. Не все потребности, активизирующие поведение человека, полностью осознаются им самим. Например, потребность во власти и независимости может проявляться в крайне болезненной реакции сотрудника на любое внешнее давление или усиление контроля, хотя истинные источники такого поведения могут быть не распознаны.

Стимул – это внешнее побуждение к работе. Это побуждает людей к мотивированной работе. Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к устранению чувства потребности в чем-то. Достижение цели приводит к снижению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Еда утоляет голод, встречи с друзьями восполняют социальный дефицит. Целью в таких случаях является еда и признание со стороны окружающих.

Основными функциями мотивации являются:

  • Стимул к действию,
  • Промышленность,
  • Контроль и поддержание поведения.

Способы мотивации

Психологи определили различные способы мотивации, которые могут быть эффективно использованы в работе, отношениях и т.д. Среди наиболее эффективных – методы, используемые в психологии, менеджменте и экономике.

В психологии

Техники:

  1. Самомотивация – это процесс, в ходе которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Его основная цель – изменить поведение, действия, стереотипы и интересы. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение нехарактерным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. Частица “нет” не должна использоваться в утверждениях.
  2. Аффирмации – это фразы или небольшие тексты, которые можно использовать для воздействия на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации работали, разделите чистый лист бумаги на две части. С левой стороны напишите негативные аффирмации, которые вызывают страх, тревогу, а с правой – позитивные. Важно подробно расписать негативные аффирмации, чтобы выявить скрытые страхи. После этого нужно разрезать лист на две части, сторону с позитивными аффирмациями постоянно носить с собой, читая их каждый день.
  3. Дополнительная мотивация – стремление, желание продолжать делать что-то, когда естественная мотивация ослабевает. Необходимо постоянно искать причины, которые заставят нас продолжать действовать, не сдаваться.

В менеджменте

Мотивационные техники, используемые в менеджменте:

  1. Экономические – материальные стимулы. К ним относятся повышение заработной платы, финансовая помощь, премии, кредиты.
  2. Неэкономические – морально-психологические или организационные. К ним относятся: похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспектива дальнейшего развития, делегирование полномочий, задания.

В экономике

Основными способами мотивации в экономике являются:

  • штрафы;
  • социальные выплаты;
  • вознаграждения.

Подробнее о нематериальных стимулах

Нематериальные стимулы имеют много преимуществ. Они мотивируют сотрудника на хорошую работу и положительно влияют на общий эмоциональный фон. Они не стоят работодателю денег, что также является преимуществом. Нематериальные стимулы можно грамотно сочетать, даже если они не осязаемы.

Рекомендуется поощрять сотрудников за их работу, причем не обязательно в денежной форме. Директор может награждать грамотами, дипломами, почетными званиями, такими как “лучший сотрудник года”. Сертификат признания может быть вручен за конкретное достижение, которое улучшило имидж организации. Вы можете пригласить сотрудника на семинар, назначить его лектором, наставником новичка.

Под стимулами следует понимать не только денежное вознаграждение. Каждый сотрудник, от главного бухгалтера до секретаря, может быть поощрен нематериальными факторами. В организации должен поддерживаться благоприятный психологический климат, чтобы между сотрудниками не возникало конфликтов. Сотрудники должны чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Каждый сотрудник должен чувствовать, что он является частью команды, работающей на его благо и благо организации в целом.

Мать несет свою дочь на руках в поле
Мотивацию можно и нужно поддерживать для достижения результатов

Самомотивация

Самомотивация – использование индивидуальных методов мотивации, основанных на личных убеждениях:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Основным показателем правильной самомотивации является ситуация, когда перед лицом серьезных внешних препятствий человек не сдается и продолжает идти к цели.

Человек совершает целенаправленные действия для достижения желаемого результата.

Когда общепринятые методы убеждения не работают, могут помочь методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для осуществления деятельности. Чтобы мотивировать себя, вы можете использовать следующие методы:

Аффирмации

Аффирмации используются для сброса негативных установок. Вместо: “У меня ничего не получится”, – скажите вы: “Я могу легко пробовать новые вещи. Мне нравится пробовать новое”.

Вместо: “Я боюсь, что мой начальник накричит на меня”, повторите: “Я спокойно воспринимаю любую критику. Я принимаю только конструктивные предложения”.

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным только в том случае, если у вас есть такая возможность: воздействовать на собственное подсознание и психику, вызывая желаемую реакцию и добиваясь положительного эффекта.

Самопоощрение

Мотивация в жизни и достижение цели – на самом деле очень простая вещь. Если положительная и достойная мотивация в деле не срабатывает, то относитесь к себе как к пятилетнему ребенку. Вообще, в качестве примечания, очень правильно взаимодействовать с собой в сложных ситуациях.

Для начала нужно постараться понять, действительно ли так важно это делать. И если есть возможность не делать этого без существенного вреда, то лучше вообще не делать. Если нет никаких лазеек, то, как ребенок, вы должны пообещать себе вознаграждение.

Я собираюсь подготовить этот бессмысленный отчет, который никому не нужен и не понятен. Просто потому, что я не могу этого не делать. Но потом я отведу себя к массажисту, с которым всегда хотела познакомиться, но никогда не имела возможности. Или другой пример.

Метод маленьких шагов

Большая задача выглядит сложной. Используйте пошаговый метод, чтобы уменьшить неприятный психологический эффект. Разделите крупные задачи на более мелкие, а те – на еще более мелкие шаги, которые можно выполнить в течение 5-10 минут. Попытка сразу же выполнить работу демотивирует вас, поэтому проще настроиться на более мелкие задачи. В психологии такой подход называется “baby steps” – ведь чтобы научиться бегать, ребенок должен сначала сделать первый неуверенный шаг.

Метод негативного подкрепления

Этот метод подходит, когда вам нужно преодолеть вредную привычку или зависимость. Вы должны придумать для себя наказание (например, положить 10 рублей в копилку) и каждый раз, когда вы не смогли остановиться, вы “платите” за свою неудачу. Недостатком этого метода является то, что он не может быть использован для больших целей.

Метод авторитета

У каждого человека есть кумир – человек, мнение которого важно. Эта техника основана на желании добиться одобрения кумира. Вы должны представить, что руководите выполнением этого задания. Вы можете даже написать для него или нее отчет или записать видео.

Биографии успешных людей

Эту технику могут использовать как дети, так и взрослые. Человек видит всю картину: было желание, потом действие, потом результат.

Визуализация

Визуализация – это мощная техника достижения целей, потому что мысли имеют тенденцию материализовываться. Важнейшим условием его использования является наличие активных действий для достижения поставленных целей.

Молодая девушка рассматривает фотографии с пленки
Для каждого человека будет наиболее эффективен метод, подходящий именно ему

Что такое соподчинение мотивов?

Адаптация мотивов является одним из наиболее важных новых достижений в развитии и формировании личности. Этот период начинается уже в дошкольном возрасте. Подчинение мотивов происходит тогда, когда различные мотивы теряют свое равенство, уравниваются в своей индивидуальной системе (мотивационной схеме). Появляются новые, доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.

В этом возрасте на первый план выходят социальные мотивы: конкуренция, успех, уверенность в себе, моральные мотивы и т.д. Возникает желание быть похожим на взрослого и оценивать свое поведение.

Однако для того, чтобы предотвратить неблагоприятное формирование основ личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера. Важно понимать, что это не означает, что ребенок всегда будет следовать одним и тем же мотивам. Это не относится даже к взрослым, поскольку в поведении каждого человека есть множество мотивов.

Самый сложный выбор – между социальным и личным. Соподчинение мотивов основано на их борьбе, но что поделаешь: вся жизнь – борьба.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, человеком одновременно управляет множество различных мотивов. И не все они одинаково важны или одинаково направлены. Вот классический пример. Человек заводит будильник на ночь, намереваясь на следующее утро встать пораньше, например, чтобы совершить пробежку. Но утром звонит будильник, и человеку уже не хочется вставать. Он оказывается в ситуации, когда ему необходимо принять конкретное решение, в зависимости от того, какие импульсы доминируют над ним в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не является особо критичным, но в жизни бывают моменты, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Каждый выбор каким-то образом мотивирован, и это приносит дискомфорт и даже настоящие страдания. Поэтому в некоторых случаях нам приходится выбирать между спасением себя от катастрофы и спасением своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут привести к развитию депрессии или невроза.

Что мы должны делать, если нам придется сделать такой выбор? Эксперты советуют не поддаваться эмоциям и по возможности тщательно рассмотреть все варианты. Используйте рациональный подход; взвесьте все за и против, выгоды и затраты, связанные с этим выбором. Прежде всего, вы должны руководствоваться социально обоснованными мотивами. Часто бывает так, что мы добиваемся желаемого, “идя по головам”, из-за чего от нас отворачиваются друзья, родственники и близкие люди, и в результате мы больше теряем, чем приобретаем.

Человек не осознает всех своих мотивов, но мы можем управлять своей мотивационной сферой. Необходимо создать иерархию потребностей и мотивов и сосредоточиться на наиболее значимых и важных из них. Эта иерархия будет сосредоточена на социальных ценностях.

Мотив поможет достичь успеха

Общество и семья придают большое значение успеху, поэтому человек с детства настроен на его достижение. Человек, который не добился успеха, не интересен обществу. Успех дарит личность:

  • хорошую работу;
  • успешной карьеры;
  • много возможностей;
  • материальное процветание;
  • социальное признание и т.д.

Препятствия на пути к успеху

Люди хотят добиться успеха, но на пути их планов встает множество препятствий. На пути к своей цели человек встречает такие препятствия, что теряет мотивацию, уверенность и желание добиться успеха.

Основной причиной потери цели является отсутствие понимания необходимости ее достижения для человека. Иногда цель не уточняется, и ее детали со временем теряются среди других проблем. После выбора сложной и многолетней цели она разбивается на этапы для более эффективной реализации.

В большинстве случаев для достижения своих целей необходимо выйти за пределы своей зоны комфорта. Важно, чтобы это было представлено в форме отказа от чего-то малого ради чего-то большого. Чтобы достичь цели, вам необходимо:

  • идти на неоправданный риск;
  • страдать от любых невзгод;
  • Пожертвовать тем, что важно, чтобы получить желаемое.

То, что потеряно, будет возвращено с процентами после достижения цели. На этом этапе многие сдаются, потому что не все готовы идти на реальный риск.

Влияние зоны комфорта на успех

Зона комфорта – это определенная область пространства, в которой человек чувствует себя комфортно и непринужденно. В таком месте, как представляют некоторые люди, человеку ничего не угрожает и он не испытывает никакого психического напряжения или негативных чувств. Так думает большинство людей, но психологи понимают под зоной комфорта совсем другие смыслы. Он ассоциируется с неприятными ощущениями, эмоциональными травмами, несчастьем и болью.

Выйти из него – значит избавиться от психического напряжения, боли, страха, страданий и дискомфорта. Человек чувствует себя хорошо (на подсознательном уровне), когда на самом деле ему плохо, поэтому он не может самостоятельно и без усилий выйти из своей зоны комфорта.

Руки человека освобожденные от наручников
Правильная мотивация помогает достичь успеха и высоких результатов

Процессуальные теории мотивации

Они используются для анализа того, как распределяются усилия для достижения цели и какой стиль поведения выбран. Важным фактором являются условия для удовлетворения потребностей: хорошая оплата и высокая оценка труда.

Теория ожиданий Врума

Согласно теории ожиданий, одной потребности недостаточно, чтобы побудить человека к действию. Необходимо быть уверенным, что они приведут к желаемому результату.

Условия, влияющие на мотивацию:

  1. Ожидание желаемого результата.
  2. Вознаграждение за результат.
  3. Стоимость вознаграждения.

Мотивация возрастает прямо пропорционально увеличению каждого из этих факторов.

Теория равенства справедливости Адамса

Теория справедливости предполагает, что человек оценивает соотношение между затраченными усилиями и полученным вознаграждением и сравнивает свои результаты с собственными. Такое сравнение может привести к чувству несправедливости.

Существует шесть ответов на несправедливость:

  • Сокращение усилий;
  • Стремление к более высокому вознаграждению;
  • Снижение самооценки;
  • Попытки повлиять на рабочую нагрузку и оплату труда других сотрудников;
  • Найдите другое сравнение;
  • Желание сменить должность или место работы.

Модель Портера Лоулера

Эта теория основана на предпосылке, что на мотивацию людей влияет множество факторов, среди которых.

  • понесенные затраты;
  • результат;
  • вознаграждения;
  • восприятие вознаграждения;
  • степень удовлетворения.

Согласно этой теории, большие усилия ведут к удовлетворению работника конечным результатом.

Теория постановки целей Э. Локка

Локк исходит из того, что постановка целей – это когнитивный процесс, который приносит практическую пользу. Согласно этой теории, личные сознательные намерения и цели определяют поведение человека. Такое поведение сохраняется до тех пор, пока цель не будет достигнута. Намерение является основным фактором в постановке целей. Автор теории использует термин осознанные цели и намерения, чтобы показать, что высокие цели ведут к более высоким уровням производительности.

Концепция партисипативного управления

Эта концепция провозглашает необходимость вовлечения сотрудников в управление компанией с целью их мотивации. Существует три уровня участия:

  1. Разработка предложения.
  2. Создание альтернативы.
  3. Принятие решений.

Эта концепция может быть реализована только в компаниях с трудолюбивыми и творческими сотрудниками.

Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий