Аномия – Теория о девиации? Примеры современной аномии

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Общество.

Что такое аномия

Аномия – это состояние общественного или индивидуального морально-психологического сознания, характеризующееся разложением моральных норм, устоев менталитета и распадом морально-ценностной системы. Концепция аномии была предложена французским социологом Эмилем Дюркгеймом для интерпретации девиантных поведенческих реакций, например, суицидальных намерений, противоправных действий.

Состояние аномии присуще обществу в периоды потрясений, революции, перестройки, кризиса общества, вследствие противоречия между поставленными целями и их неосуществимостью для большинства субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов данного общества теряют доверие к существующим моральным ценностям, нравственным ориентирам и социальным институтам. С проблемой аномии тесно связана профессиональная деградация, разочарование в жизни и деятельности, отчуждение личности от общества, которое неизменно сопровождает описываемое явление.

Полицейский на месте преступления
Аномия это состояние общества, которое выражается в духовной и профессиональной деградации

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отчуждение от общества приводит к девиантности:

  • Алкоголизм,
  • Наркомания,
  • Преступление,
  • Развод,
  • Изнасилование,
  • Ранняя беременность,
  • Семьи с одним родителем,
  • Самоубийство,
  • Ксенофобия,
  • Фашизм,
  • Экстремизм,
  • Сексуальная распущенность,
  • Бродяжничество и т.д.

Кризис может затронуть любого, но подростки – это группа особого риска. Это время, когда формируются ценности, когда разрушается и строится новая система моральных норм, т.е. подростки уже неустойчивы на внутреннем уровне личности. Если это усугубляется нестабильностью и разрушением морали общества в целом, риск развития девиантности удваивается.

Мы уже говорили, что одной из характеристик девальвации является то, что определенные категории граждан отвергают средства, предлагаемые обществом для достижения их целей. Вместо этого они предлагают свои собственные средства, как правило, криминальные, незаконные. Человек не считает, что он чем-то обязан обществу. Он руководствуется только своими потребностями и желаниями.

Дюркгейм считал, что общество не может существовать без преступности. Девианты существовали всегда. Мы должны стремиться не к искоренению преступности, а к ее снижению до минимума. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, а также единство и сплоченность общества поддерживают приемлемый уровень девиантности. Если общество разрушено, преступность растет. Это опасно для общества и ведет к регрессу.

Теория аномии

Аномия – это состояние беззакония. Для того, чтобы понять, что из себя представляет эта теория, важно рассмотреть теорию аномии Дюркгейма.

Французский социолог утверждал, что девиантные поведенческие реакции и преступность – вполне нормальные явления. Ведь если в обществе нет такой поведенческой реакции, то, следовательно, общество находится под контролем до болезненности. Когда преступность уничтожается, прогресс останавливается. Беззаконное поведение – это цена, которую приходится платить за активный антропогенез социальные преобразования.

Теория аномии Дюркгейма основана на предпосылке, что общество без преступности немыслимо. Ведь если человек перестанет совершать действия, которые в современном обществе считаются незаконными, то некоторые “свежие” разновидности поведенческих реакций придется классифицировать как преступные действия. Дюркгейм утверждал, что “преступность” неразрушима и неизбежна. Причина этого кроется не в слабости и природной злости человека, а в существовании бесконечного разнообразия поведения в обществе. Единство человеческого общества может быть достигнуто только путем оказания конформистского давления на это разнообразие поведенческих реакций. Такое давление может быть обеспечено наказанием.

Социальная норма и социальная аномия, согласно Дюркгейму, являются наиболее важными социальными явлениями, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества, а без социальной нормы она не может существовать. В обществе без преступности давление общественного сознания было бы настолько резким и интенсивным по своей силе, что никто не смог бы ему противостоять. Снижение преступности влечет за собой потерю способности общества двигаться по пути прогрессивного развития. Преступники – это агенты аномии, пешки, которые вводят общество в новый поворот, а не паразиты, люди, неспособные пройти через процесс социализации, не чужеродные элементы в обществе.

Дюркгейм утверждал, что в обществе, где достаточно человеческого единства и социальной сплоченности, преступлений будет мало. Когда социальная солидарность разрушается и усиливается изоляция составляющих ее элементов, растет девиантное поведение и, следовательно, преступность. Так возникает аномия, как считал Дюркгейм.

В проблеме поддержания солидарности общества наказание преступников, по мнению Дюркгейма, имеет огромное значение. Правильное понимание “законов” порядочности и честности – важнейший первоисточник единства общества. Чтобы сохранить любовь среднего гражданина к этой социальной структуре, необходимо наказывать преступный элемент. Без угрозы наказания средний человек может потерять свою глубокую привязанность к определенному обществу и готовность идти на жертвы, необходимые для поддержания этой привязанности. Кроме того, наказание преступника служит зримым социальным подтверждением его “социального уродства”.

Преодоление аномии в значительной степени характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее вызвал. Когда общество не в состоянии создать новую нормативно-ценностную систему или возвести какую-то частную систему в ранг универсальной, оно обращается к прошлому, ища в нем основу солидарности.

В социологии феномен аномии изучал не только Дюркгейм, позже его значительно развил американский социолог Мертон. Согласно его концепции, аномия – это такая ориентация отдельных граждан и социальных ситуаций, которая не соответствует целям, поставленным культурой общества. Согласно Дюркгейму, описываемое явление означает неспособность общества контролировать естественные импульсы и желания индивидов. Мертон, в свою очередь, считал, что стремления многих субъектов не обязательно “естественны”, часто они определяются просвещенными действиями самого общества. Социальная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять свои собственные устремления. “Она “выдавливает” определенных лиц в общество, заставляя их действовать незаконно.

Мертон рассматривал аномию как распад системы контроля индивидуальных желаний, в результате чего человек начинает желать большего, чем он способен достичь в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление возникает в результате неспособности многих граждан соответствовать нормам, которые они полностью принимают, а не из-за наличия свободы выбора.

Примером аномии является структура современного американского общества, в котором все граждане ориентированы на богатство, а те, кто не может легально достичь финансового благополучия, делают это нелегальными способами. Таким образом, в значительной степени девиантность зависит от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует тот или иной актор и из которых он извлекает выгоду.

Состояние аномии – это абсолютное несоответствие между декларируемыми и цивилизованными целями и социально организованными средствами их достижения. По отношению к отдельному члену общества аномия означает выкорчевывание его моральных установок. В то же время человек теряет всякое чувство традиции и преемственности, теряет все обязательства. Связь с обществом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальной трансформации общества, выработки новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможно.

Кулак мужчины ударил в стену
Феномен аномии рассматривался многими исследователями-социологами

Теория аномии Дюркгейма

Дюркгейм был первым социологом, который ввел в социальную науку термин “аномия”. В своей книге “Разделение труда в обществе” социолог утверждает, что социальная жизнь возникает в результате разделения задач между различными членами сообщества. В целом, такое разделение порождает солидарность между социальными группами, но в некоторых случаях оно может привести к противоположному результату…

Согласно Дюркгейму, когда разделение труда не приводит к естественной солидарности, это происходит потому, что не были созданы необходимые условия для ее возникновения. Именно в таких случаях может возникнуть состояние аномии.

Таким образом, аномия была бы типична для обществ, в которых работа настолько специализирована, что у участников процесса нет чувства принадлежности. В настоящее время рабочие не понимают правил производственного процесса, и между рабочими и их руководителями могут возникать конфликты.

Различные причины

Для Дюркгейма, однако, разделение труда не является единственной причиной аномии. Такое состояние обычно возникает в результате очень быстрых социальных изменений, таких как экономический или политический кризис, или исчезновение традиционных ценностей.

В таких случаях общество попытается приспособиться к новым условиям, но не сможет этого сделать, и поэтому может возникнуть дефицит морального регулирования.

В моменты социального кризиса у людей нет ценностей, которыми они могли бы руководствоваться, поэтому они будут искать свои собственные удовольствия….

Это приведет к отсутствию дисциплины среди населения и появлению новых аппетитов и желаний, которые в другие времена считались бы безумными.

Аномия и самоубийство

Дюркгейм был особенно обеспокоен тем, что он называл “атомным самоубийством”; то есть самоубийством, которое спровоцировано потерей ценностей и границ человеческих страстей.

Социолог считал, что необузданные желания по определению ненасытны, что приводит к большой неудовлетворенности жизнью людей.

С другой стороны, потеряв моральный компас общества во времена аномии, люди будут чувствовать, что их жизнь не имеет смысла. Это, в сочетании с ситуациями экономического кризиса, которые происходят в это время, заставит большую часть населения совершить самоубийство.

Эта проблема была настолько важна для Дюркгейма, что он посвятил ей целую книгу, которую назвал просто “Самоубийство”.

Теория аномии Мертона

Роберт Мертон написал одну из самых известных статей во всей социологии в 1940-х годах, в которой он анализирует понятие “девиантность” и причины ее возникновения в различных обществах…

По его мнению, девиация – это нарушение индивидом социальных норм; это нарушение может быть как хорошим, так и плохим.

Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, и изучить различия в количестве девиаций в зависимости от расы, этнической принадлежности или социального класса.

Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как на пример культуры, в которой больше девиаций из-за ситуации аномии. В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил, как его достичь.

Например, Мертон утверждает, что так же, как великие инвесторы или предприниматели вызывают восхищение, в американской культуре также вызывают восхищение преступники, которые нарушают закон и наживают состояние путем кражи или грабежа. По его словам, в Соединенных Штатах его времени успех гораздо важнее добродетели.

С другой стороны, не всем людям в этом обществе было одинаково легко достичь материального успеха. Например, человек, родившийся в скромной семье, не будет иметь доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий несоответствия между целями, навязанными обществом, и его повседневной реальностью.

Чтобы противостоять этой реальности, люди могут использовать различные стратегии – от конформизма до бунтарства.

Руки человека освобожденные от наручников
Разные ученые рассматривали аномии с разных сторон

Аберрантное отклонение

Он предполагает принятие целей, навязанных обществом, но попытку достичь их путем нарушения правил (средств).

Мятежное отклонение

Правила нарушаются, социальные цели не предполагаются, но альтернативы также нет.

Нонконформистское отклонение

И цели, и социальные нормы отвергаются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.

Согласно Мертону, три типа девиантности возникают, когда социальные цели не могут быть достигнуты средствами, которые общество считает легитимными. Это может произойти в ситуации аномии, поэтому такая ситуация будет непосредственной причиной социальной девиации.

Аномия Мертон

Р. Мертон является последователем И. Дюркгейм. Социолог продолжал изучать феномен и концепцию аномии. В связи с этим R. Мертон включил следующие ключевые моменты в свое определение разрушения стоимости:

  • противоречие между целями, желаниями, потребностями большинства членов общества и средствами, которые им предлагаются (общество их не принимает), т.е. цели не только не оправдывают средства, но даже противоречат им;
  • влияние социальных норм стремится к нулю (люди неуправляемы, нормы не регулируют их поведение).

Так, согласно теории аномии Мертона, это явление вызвано противоречием между целями (нормами) общества и средствами, доступными индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, процветания, но не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что родился в бедной семье и не имеет для этого средств. Тогда он выбирает другой способ достижения той же цели – преступление (грабеж, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.) Неравенство – одна из причин аномии, согласно Мертону.

Однако это не всегда приводит к девиации. Мертон выделяет 5 реакций на противоречие “цель-средство” в рамках концепции аномии, 4 из которых приводят к девиации:

  • Конформизм – соответствие целям и средствам, предлагаемым нормами (не вызывает отклонений);
  • инновации – поиск новых способов достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, воровство, торговля наркотиками и т.д.)
  • ритуализм – отрицание и принижение целей и использования предлагаемых методов (средство становится самоцелью);
  • Ретровизионизм – отрицание целей и средств, отсутствие их внушения (наркоманы, алкоголики, бродяги);
  • Бунт – отрицание целей и средств, предложение альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, социальные движения).

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс утверждал, что аномия вызвана не противоречием целей и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать одну группу и ограничиваться ею. Очень часто группы меняются. В результате люди находятся в нестабильном состоянии, у них нет стабильного восприятия действительности в целом, у них нет стабильных отношений с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к отклонениям.

Аномия Сроул

Психолог Л. Смолл первым изучил аномию с психологической точки зрения, так как до этого он рассматривал ее только как социальную аномию. Строул изучал это явление на индивидуальном уровне. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к нарушению сплоченности с обществом и возникновению стремления к саморазрушению через зависимости (физические и моральные).

Девушка блондинка в вечернем платье смотрит на мужчину
В нашей жизни можно встретить множество примеров девиантного поведения

Примеры аномии

Традиционно примеры аномии можно разделить на масштабные (национальные) и коллективные, иногда индивидуальные. Примерами масштабной аномии могут быть войны, революции и отсоединение малых государств. Коллективные аномии проявляются в попытках повлиять на общественное мнение: бунты, восстания, новые тенденции в общественных целях (например, движение “бездетных”). Индивидуальные аномии можно определить как аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т.д.

Касается ли это отдельного человека или общества в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе индивид принимает новую идею, которая создает иллюзию, что только через незаконные действия он может достичь своих целей. Однако нередки случаи распада группы после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность достижения целей незаконными средствами.

Следует обратить внимание на влияние средств массовой информации и родительских примеров, которые провоцируют деструктивное поведение человека. Все больше и больше говорят о том, что плохо, а не о том, что хорошо. Люди начали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и быть коварным.

Безбожие также относится к аномии. Это явление отчетливо проявилось во времена господства веры и религии. Давайте вспомним, как сжигали на кострах женщин, подозреваемых в колдовстве. Любой, кто не соответствовал определенным социальным нормам, должен был умереть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что нечестивцы научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормах, важно понимать, что многие люди вынуждены им следовать. Более хитрые из них научились избегать наказания, которое является следствием совершения преступного деяния. Аномия – это попытка приспособиться к условиям жизни.

Социальная аномия

В ходе достаточно резкого изменения целей и морали определенного общества некоторые социальные категории перестают ощущать свою принадлежность к этому обществу.

Концепция аномии – это процесс эрозии фундаментальных основ культуры, в частности, этических норм. Результатом является отчуждение таких категорий граждан. Более того, они отвергают новые общественные идеалы, нормы и мораль, включая провозглашенные обществом образцы поведения. Вместо того чтобы использовать общепринятые способы достижения индивидуальных или общественных целей, они предлагают свои собственные, часто незаконные.

Состояние аномии, охватывающее социальными потрясениями все слои населения, особенно сильно влияет на молодежь.

В социологии аномия – это любой вид “отклонения” в ценностно-нормативной системе общества. Другими словами, такое состояние возникает, когда существующая иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока социальные силы, которые остаются в одиночестве во время кризиса, не будут приведены в равновесие, их сравнительная ценность не может быть принята во внимание, и, следовательно, любое регулирование на какое-то время становится несостоятельным.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении “фундаментального” общества и современного индустриального общества.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным ослаблением морального регулирования новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия – продукт неполного перехода от механического единства к органическому единству, поскольку объективная основа последнего (общественное разделение труда) прогрессирует интенсивнее, чем находит моральное обоснование в коллективном сознании.

Факторы, способствующие формированию аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых явлений (первая – интересы и потребности, вторая – ресурсы для их удовлетворения). В рамках общепризнанных порядков возможности и потребности индивидов удовлетворялись довольно легко, поскольку они сдерживались соответствующим коллективным сознанием, препятствуя развитию индивидуализма, личного освобождения, устанавливая жесткие рамки того, чего субъект может легитимно достичь в данной социальной позиции. Иерархическое (традиционное) феодальное общество было фиксированным, потому что оно ставило разные цели для разных слоев и позволяло каждому члену чувствовать, что его собственное существование имеет смысл в рамках ограниченного, закрытого слоя.

Развитие социальных процессов вызвало рост “индивидуализации”, в то же время подрывая силу группового контроля и стабильные моральные границы, присущие более ранним временам. В новых условиях резко возрастает степень свободы личности от традиций, групповых обычаев, предрассудков, доступность индивидуального выбора знаний и способов действий. Относительно свободное устройство индустриального общества перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воспроизводит аномию, означающую отсутствие стабильных жизненных идеалов, норм и образцов поведения, что ставит большинство людей в ситуацию неопределенности, лишает их коллективного единства, чувства связи с определенной категорией и обществом в целом. Все это приводит к росту девиантных и саморазрушительных поведенческих реакций в обществе.

Мужчина приложил девушку лицом к столу
Аномия вызвана противостоянием в обществе, которое направлено на нарушение общепринятых правил и запретов

Тотальная и очаговая аномия

В зависимости от площади социального пространства, охваченного деструктивными процессами, аномия может быть очаговой или тотальной. После того, как силы хаоса оставили свой след в прошлом, в любой социальной системе всегда сохраняются остаточные, периферийные формы аномии. Они по-прежнему присутствуют в многочисленных социальных “нишах” социальной системы.

Очаговая аномия, в отличие от полной аномии, была неотъемлемой частью каждой социальной системы на протяжении всей ее истории.

Очаговые вспышки беспорядка необходимы системе для поддержания ее жизнеспособности. Это связано с тем, что тотальная, полная однородность и абсолютная упорядоченность делают систему хрупкой и снижают ее устойчивость к внешним разрушительным воздействиям. Наличие анклавов аномии с характерной для них множественностью различных девиаций создает широкое пространство социальной свободы для активного действия и энергичного самоутверждения социальных субъектов. Именно эти очаги оказываются местами, где рождаются нестандартные модели жизни, различные свежие открытия и социальные инновации.

Не потому ли государство, его институты, власть всегда с недоверием относятся к свободе и ее различным проявлениям? Ответ заключается в том, что они чувствуют прямую связь между свободой и аномией. Они считают, что свобода – одна из ипостасей хаоса, что она может привести к дезинтеграции социальных структур, что она всегда несет в себе возможность перехода к вседозволенности.

Очаговая аномия – это форма сохранения “ниш” свободы даже в самых “закрытых” системах, где блоки социальных институтов тесно связаны друг с другом. Чем жестче и тотальнее социальный контроль, тем интенсивнее процессы в этих “нишах”.

Гражданское общество играет важную роль в сохранении таких ниш. Одна из его задач – поддерживать существование таких словарей и защищать их от разрушения государственной машиной. Разумеется, это относится к тем центрам, где культивируются формы аномии, которые не являются криминальными и не угрожают жизни, здоровью или достоинству граждан.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основных понятий в социологии является социальная норма, которая рассматривается как механизм оценки и регулирования поведенческих реакций индивидов, категорий и социальных коллективов. Социальные нормы – это предписания, установки, ожидания соответствующего (социально одобряемого) поведения. Нормы – это определенные идеальные образцы, которые определяют, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в определенных условиях. Система норм, действующих в данном обществе, образует единое целое, отдельные структурные элементы которого взаимозависимы.

Социальные нормы – это обязательства одного человека перед другим или перед социальной средой. Они обуславливают формирование сети социальных отношений группы или общества. Социальные нормы – это также ожидания групп разного размера и общества в целом. Окружающее общество ожидает определенного поведения от каждого человека, который соблюдает эти нормы. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных отношений, включая мотивы, идеалы, стремления субъектов действия, ожидания, оценки.

Состояние общества, заключающееся в утрате его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует распространение девиантного поведения, называется социальной аномией. Это также проявляется:

  • В отсутствие сравнительных норм между людьми и социальной оценки собственного поведения, что порождает состояние “люмпенизации” и утраты группового единства;
  • Несоответствие между социальными целями и одобренными средствами их достижения, которое толкает людей к незаконным средствам достижения, когда цели, установленные законом, недостижимы.

Социологи, сопоставляя понятия аномии и девиантного поведения, считали точкой пересечения несоблюдение членами общества установленных ими самими норм. Принципиальное различие между понятиями аномии и девиации заключается в социальном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии гораздо глубже. Она вызвана серьезными социальными трансформациями, которые влияют на общество как систему и на отдельных его членов.

Факторы развития социальной аномии

Суть социальной аномии заключается в нарушении социального порядка. Ниже перечислены факторы, “благодаря” которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иные потрясения, в результате которых значительная часть населения перестала ориентироваться на установленные нормы, отказалась от привычных статусов и ролей в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размывание границ между добром и злом и нормами морали. Как следствие, критика вещей, которые были важны не так давно, риторические вопросы общества “Так ли они важны, как считалось?”. Дезинтеграция социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия – это пагубное влияние на общество и отдельных людей в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру к “ничто”. Диссоциальность, которая является одной из характеристик аномии, приводит к потере способности регулировать членов общества с помощью норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения, условия существования общества, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его безоговорочному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь, становится все труднее восстановить ее структуру.

Проявления этого процесса в современной России тесно связаны с психологическим настроем населения и его социальным состоянием: нестабильность и неопределенность будущего делают ситуацию шаткой, а попеременное доминирование установок очень ярко характеризует сегодняшнюю аномию. Неустойчивое расхождение усугубляется неспособностью властей разобраться в социальных связях происхождения.

Руки пожилой женщины в красном балахоне
Аномия – это естественный процесс для общества на любой стадии его развития

Преодоление аномии

Если вернуться в прошлое, то можно сказать, что преодоление аномии невозможно. Во все времена люди пытались создать общество, которое гармонично способствовало бы счастью и здоровью людей. Однако пока такой системы нет, аномия не может быть преодолена.

Преодолевая аномию, люди часто обращаются к прошлому: “Раньше жизнь была хорошей”. Однако в некоторых ситуациях это не работает, если люди понимают, что предложенные им механизмы не помогут устранить внутренний конфликт между желаемым и достижимым.

До тех пор, пока общество не предоставит всем людям социально приемлемые способы достижения целей, которые оно само пропагандирует, люди будут совершать аморальные поступки. Они будут мотивированы желанием изменить окружающую среду, в которой желание или цель в конечном итоге будут реализованы, но будут характеризоваться обществом как аморальные.

До тех пор, пока существует конфликт между целями (ценностями) и средствами их достижения (средствами), будет существовать аномия. Следовательно, единственный способ преодолеть ее – это соотнести цели с имеющимися ресурсами для их достижения. Однако при этом не учитывается желание “я хочу большего”, которое присуще человеку, стремящемуся к прогрессу. Это означает, что цели всегда будут опережать средства, т.е. они не будут соответствовать им и вызовут аномию.

Аномия в современном обществе

Современное российское общество также находится в состоянии нестабильности, где происходит разрушение ценностей. Люди не чувствуют себя уверенно в будущем, у них нет времени на адаптацию к быстро меняющимся ориентирам и доминирующим ценностям, они испытывают финансовые трудности. Происходит та же переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Разрушение ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, в своей работе и потере чувства собственного достоинства.

Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодых людей:

  • “Надежды на лучшую жизнь рухнули, улучшения ее качества и уровня не будет”;
  • Ментальное здоровье практически на нуле, я становлюсь психом”;
  • “Мое будущее и будущее страны неясно, не стоит сейчас заводить детей”;
  • “Я боюсь жить, я не чувствую стабильности, безопасности”;
  • “Я чувствую себя уязвимой, я не знаю, что делать и куда идти”;
  • “Я не знаю, кем я должен быть, что я должен делать, я не знаю, чего я хочу”;
  • “Я знаю, чего хочу, но не знаю, как этого добиться”; “Я не знаю, как это получить”;
  • “Все настолько непонятно, что простому человеку вроде меня трудно понять, что происходит в стране”;
  • “Сейчас все обесценилось, важны только деньги, связи, личный успех”;
  • “Все живут одним днем, они не думают о будущем”;
  • “Я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя доверять”.

Хаос, апатия, дезориентация, рыночные и потребительские настроения, социальный инфантилизм, отсутствие направления и бесполезность – так в двух словах можно описать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В результате мы уже имеем три так называемых потерянных поколения. Одному из них около 50 лет, но он до сих пор не понимает, как жить в этом мире. Самое молодое поколение характеризуется революционными, экстремистскими тенденциями. Некоторые из них четко понимают, чего они хотят добиться в жизни, но их не волнуют интересы страны, всего общества. Среднее поколение ориентировано на потребление и рыночные отношения. Но большинство из них поглощены алкоголем и наркотиками, то есть там, где они не нужны обществу.

Как бороться с аномией? Поиск причины и вызвавшего ее конфликта с целью его устранения. Выберите одну из актуальных на тот момент систем, либо создайте что-то совершенно новое, либо позаимствуйте чью-то готовую систему, например, обратившись к прошлому.

Поделиться с друзьями
Леонид Прохоров

Леонид Прохоров

Здравствуйте! Меня зовут Леонид Прохоров. Я закончил Кубанский государственный университет в 2000 году. И вот уже больше 20 лет я успешно помогаю людям решить свои проблемы в отношениях. Работаю частным психологом, издаю статьи в некоторых известных журналах по психологии, так же обучаю молодых психологов. В этом блоге постараюсь максимально раскрыть и помочь вам решить проблемы с вашей второй половинкой, друзьями и родственниками. Я намерен развеять миф о том, что любовь живет всего 2 года. Хотите узнать как? В своих статьях я Вам докажу, что любые проблемы в отношениях можно решить и это под силу именно Вам!

Диплом Прохоров Леонид

Повышение квалификации Прохоров

Сертификат Прохоров

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий