4 качества креативности – Упражнения для повышения креативности

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Мозг.

Содержание
  1. Что такое креативность
  2. На что влияет креативное мышление
  3. Чем отличается креативность от творчества
  4. Креативность и интеллект
  5. Механика работы креативного ума
  6. Особенности креативного человека
  7. Подмена понятий
  8. Креатив в профессиональной сфере
  9. Профессии для креативных людей
  10. Где нужна креативность
  11. Креативный человек с точки зрения психологии
  12. Главные составляющие креативности
  13. Польза креативности
  14. Структура креативности
  15. Когнитивный компонент
  16. Творческое мышление
  17. Воображение
  18. Восприятие, внимание и память
  19. Эмоциональный компонент
  20. Волевой компонент
  21. Примеры креативного подхода
  22. Тюбик пасты
  23. Кроссовки крупным планом
  24. Бром по 27 центов
  25. Находчивый сосед
  26. Как проверить уровень креативного мышления
  27. Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.
  28. Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду
  29. Продуктивность
  30. Гибкость мышления
  31. Оригинальность мышления
  32. Навык решения сложных проблем
  33. 10 способов усилить свою креативность от психолога
  34. Укротите внутреннего критика
  35. Ищите несколько способов решения проблем
  36. Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности
  37. Не игнорировать случайные мысли
  38. Начните пользоваться второй рукой
  39. Изменение структуры или процесса деятельности
  40. Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи
  41. Расширяйте кругозор
  42. Ищите необычное в обыденных вещах
  43. Будьте азартны
  44. Упражнения для развития креативности
  45. “Увидеть необычное”
  46. “Дизайнер”
  47. “Расфокусировка”
  48. “Любимая мелодия”
  49. “Обратная перемотка”
  50. “Аббревиатуры”
  51. “Непонятные фотографии”
  52. “Любимая песня”
  53. “Сценарист”
  54. Примеры креативных людей
  55. Юрий Гагарин
  56. Сергей Павлович Королёв
  57. Леонардо да Винчи
  58. Виктор Гюго
  59. ТОП-5 книг по развитию креативности

Что такое креативность

Этот термин был первоначально введен американским психологом Джо Полом Гилфордом в середине 20-го века.

Термин “творчество” происходит от латинских слов “creative” и “creatio”. Это производное от английского слова “creative”; если перевести его буквально, получится неуклюже звучащее слово “креатив”.

Такая игра слов имеет свое оправдание: “Креативность” и “творчество” – это как две сестры-близняшки, похожие во многом, но разные по характеру. Первая “сестра” имеет довольно утилитарный подход и ассоциируется с сознательным действием и усилием воли. Творчество, с другой стороны, ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.

В широком смысле слова креативность – это способность решать проблемы нестандартным, остроумным и смелым способом, создавать новый продукт, используя неспециализированные ресурсы или инструменты.

Существуют различные взгляды на происхождение творчества. По одной из версий, она развивалась постепенно в течение длительного времени в результате изменений, происходивших в человечестве (культурных, демографических и т.д.).

В 1990-е годы с легкой руки рекламодателей в русском языке появилось звучное слово, близкое к рассматриваемому понятию – “креатив”. Он связан с потоком творческих идей в связи с рекламными текстами, слоганами и т.д.

Не существует единого определения того, что такое творчество. Первоначально оно приобрело популярность, заменив свой русский эквивалент “фантастика”. Это слово также используется для обозначения продукта человеческой деятельности, созданного особым образом с использованием новых подходов, творческих решений и фантазии.

В бизнесе (чаще всего в рекламе) креативность – это решение проблемы нестандартным способом, оригинальная идея, которая решает проблему клиента.

Мужчина в зеленой кофте стоит у красной стены
Креативность это способность человека видеть вещи вокруг нестандартно

На что влияет креативное мышление

Подходя к работе творчески, вы можете многократно повысить эффективность. Например, тестировщик может потратить 30 минут на тестирование приложения или придумать новый способ проведения теста за 30 секунд. В результате задание будет выполнено быстрее, а у сотрудника останется больше времени на изучение чего-то нового.

Кроме того, этот навык открывает новые горизонты – мы быстрее растем как в профессиональном, так и во внешнем плане. Творческое мышление = саморазвитие.

Чем отличается креативность от творчества

Проще говоря, творчество – это действие, а креативность – это способность его совершать. И не только некий внутренний потенциал и готовность к творчеству, но и набор психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, стойкость, необходимость творческого действия.

Поэтому не все люди с высоким творческим потенциалом могут быть классифицированы как творческие, а только те, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества человека, непосредственно связанные с творческим процессом, но и такие качества, которые обеспечивают высокий уровень активности: уверенность в себе, высокая самооценка и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (и до сих пор считается) самым важным качеством профессионала. Как способность к интеллектуальной деятельности, она необходима в любой области, но ее недостаточно для успеха, не говоря уже о творчестве. Долгое время IQ был решающим фактором при приеме на работу профессионалов. Обладать высоким IQ было престижно и открывало множество возможностей.

Однако уже в 1950-х годах стало ясно, что в областях, требующих творческого подхода, специалисты-интеллектуалы не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Е. Торренс (США) провел обширные многолетние исследования, которые показали, что, оказывается, способность к творчеству не связана напрямую с уровнем интеллекта. Довольно часто люди с высоким IQ (более 150%) оказывались слишком рациональными для творчества, слишком прагматичными, расчетливыми и логичным. Однако низкий уровень интеллекта – ниже 100% – также не способствовал творчеству.

Для того чтобы установить критерии креативности и связать эту черту с интеллектом, G. Гилфорд и Е. Торренс разработал специальные тесты для определения уровня креативности и ввел понятие “коэффициент креативности” (Cr), аналогично IQ. Как показали исследования с участием более 150 000 человек, уровень интеллекта чуть выше среднего является наиболее оптимальным для творчества. Но предпосылка для творчества – склонность человека к определенному типу мышления, который Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Механика работы креативного ума

Можно сказать, что существуют традиционные и нетрадиционные способы решения проблем. Люди, мыслящие традиционно, начинают вспоминать свой опыт, то, чему их учили, так, как это обычно делают другие люди. И на этой основе они находят ответ на вопрос, который им нужно решить.

Творческие умы, решающие проблему по-другому. Они анализируют ситуацию и рассматривают методы и подходы, которые могут быть использованы для решения проблемы, а также то, насколько комплексно может быть достигнут результат. Также как сформулировать вопрос по-другому, такой подход позволяет найти больше вариантов.

Творческий мыслитель не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, создает множество альтернатив и способов найти ответ. В общем, целый арсенал идей.

Особенности креативного человека

Творчество присуще каждому человеку с рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются вести себя маленькие дети, пока не услышат от родителей слово “нет”. У некоторых людей творческие способности исчезают или сводятся к минимуму с возрастом под влиянием общества.

Характерные черты у творческих людей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды. Человек чувствителен к происходящим вокруг него процессам, он пропускает их через свои эмоции, он не бездушный свидетель. В то же время его реакции на события не только яркие, но и соответствуют ситуации.
  • Нестандартное мышление. Человек отстранен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает их слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека такое же свежее и непосредственное, как у ребенка. Творческое мышление часто означает мышление неправильное и нетипичное.
  • Способность идти на оправданный риск. Творческий человек должен иметь смелость не только выразить собственное мнение, но и сказать вслух, что не солнце вращается вокруг земли, а наоборот. Выражая революционную идею, человек осознает, что она может быть не одобрена или не принята в обществе.
  • Универсальность. “Талантливый человек талантлив во всем”. Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах человеческой жизни. Выход за рамки обыденности происходит на работе, дома и при удовлетворении потребностей. Этот человек творчески мыслит во всех сферах.
  • Независимость. Творчество подразумевает уверенность в себе и независимость от мнения других людей и преобладающих социальных суждений. Человеку, чья самооценка зависит от одобрения окружающих, трудно выдвигать необычные идеи, потому что он боится критики. Уверенный в себе человек не будет страдать от общественного осуждения.
  • Любознательность, широта интересов. Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен к альтернативным решениям, принимая как данность то, что принято в обществе. Творческим людям интересно познавать мир, и их часто сравнивают с детьми, которые только начинают познавать мир.
  • Способность концентрироваться, настойчивость. Несмотря на свою игривость и живость ума, они умеют концентрироваться и обладают упорством. Реализация творческих идей требует настойчивости, умения доводить дело до конца. Этот человек – первопроходец, готовых путей не существует.
  • Высокая степень автономии. Указанные свойства творческой личности (независимость, высокая самооценка) предполагают возможность ее независимости от других людей и обстоятельств. Эти люди целостны внутри, хотя могут быть как экстравертами, так и интровертами.
  • Здоровая психика. Высокий уровень эмоциональности у творческого человека хорошо уживается со здоровой психикой. В этом еще одно отличие от известных творцов, многие из которых страдали от проявлений неустойчивой психики.

Внешне такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, как говорится, “на виду”. Творческий человек притягивает к себе других людей, любознателен, умеет абстрагироваться от неприятностей и помогает найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет жалобщиков и нытиков, им свойственен оптимизм.

Женщина жестикулирует через компьютер
Креативность часто рассматривается как способность к необычному и нестандартному мышлению

Подмена понятий

Слово “творчество” вместе со своими однокоренными “родственниками” часто используется неправильно, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом абсурда, нелепости.

Такое подход не является верным. Например, человеком, который носит странную одежду, может двигать желание быть оригинальным, отсутствие вкуса или чувства меры, но уж точно не творчество. Эта концепция используется для оправдания неправильных решений, действий и поступков. Неудачная стрижка, плохо подобранный костюм или плохо оформленный документ – все это отговорки, которые можно услышать: “Ничего, но это креативно!”.

Есть и ироничный подтекст. Например, коллега повесил над своим столом странного вида плакат. Что мы должны сказать об этом? – “Креатив!” Желая подчеркнуть “скромность” результатов творческого процесса.

Креатив в профессиональной сфере

Высоко ценимая во многих профессиях, креативность имеет не малое применение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM-менеджер – список профессий, требующих творческих людей, можно продолжать долго.

По оценкам специалистов, в ближайшем будущем до 60% профессий не будут востребованы – людей заменят роботы. Только те области, которые требуют творческого мышления, не будут заменены искусственным интеллектом.

В рекламных агентствах, дизайн-студиях и других подобных местах часто есть должность “специалиста” – креативного директора. Он или она руководит творческими группами, генерирует идеи и отвечает за конечный творческий продукт.

Креативность стала “штампом” в резюме представителей различных профессий, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим признаком и как избежать ошибок при заполнении этой области?

  1. Самое главное – не переусердствовать, вкладывая только творчество. Опыт показывает, что большинство работодателей скептически относятся к этой черте. Например, бренд-менеджер – это в первую очередь человек, знающий технологию продвижения бренда, и только потом творческая личность.
  2. Утверждение о способности мыслить нестандартно должно быть подкреплено реальными творческими достижениями (можно привести пример самостоятельно написанного слогана или логотипа).
  3. В идеале, концепция должна быть расшифрована с помощью определенных навыков. “Я могу разработать нестандартную стратегию позиционирования продукта” – это предложение убедит потенциального работодателя в том, что вы – находчивый человек, его стоит взять на вооружение.

Не каждая должность требует творческого подхода от человека, который ее занимает. Креативный бухгалтер вряд ли произведет впечатление на работодателя.

Профессии для креативных людей

Творческое мышление необходимо во многих областях, включая бизнес, рекламу, науку, искусство и политику. Многие вакансии в наши дни говорят о том, что работодатели ищут творческих людей на различные должности.

Креативность в бизнесе – это способность адаптироваться к новым стилям управления, меняться с изменением рыночных условий. Бизнес, особенно малые и средние предприятия, не терпит консерватизма. В настоящее время развитие бизнес-технологий происходит очень быстро, постоянно появляются новые направления профессионального развития, новые течения в управлении персоналом и т.д. Креативность в бизнесе необходима для мобильности, быстрого принятия решений и инноваций.

Креативность в рекламе – это способность представить продукт по-новому, под неожиданным углом. В современном мире люди ежедневно получают избыток информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения чрезмерной навязчивостью или броскостью. Именно для решения таких проблем в рекламе нужны творческие люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

Креативность в сфере услуг – это способность находить новые способы общения с людьми. Эта область творчества требует не только хорошего знания людей в разговорном смысле и развитой интуиции, но и накопленных знаний по психологии и социологии. В продажах важно уметь представить продукт таким образом, чтобы потенциальный клиент захотел его купить; в гостиничном бизнесе это может быть дизайн номера или, например, креативные функции обслуживания гостей.

Почти в каждой профессии есть место для творчества, если только оно носит чисто утилитарный характер и не путается с творчеством. В большинстве случаев творческие люди – это те, кто, помимо воображения, обладает знаниями в области экономики, менеджмента, технологии производства и т.д.

Рука мужчины в желтой кофте
Креативность это хорошее качество для рабочего процесса

Где нужна креативность

Творчество, даже в мелочах, приносит радость. Утром, когда вы полны энергии, нет необходимости растягивать свой план на весь день, если его можно выполнить за несколько часов. Правильное распределение энергии также повышает физическую работоспособность организма.

Креативный человек с точки зрения психологии

Креативность, как черта личности, широко изучается в психологии. Эксперты пытаются выяснить, почему одни люди без проблем мыслят нестандартно, а другие не могут оторваться от привычных шаблонов.

Психологи пришли к выводу, что творческого человека отличают следующие характеристики:

  1. Достаточный уровень интеллекта. IQ ниже 105 редко встречается среди таких людей, но высокий IQ (IQ>120) часто сопровождается снижением творческого потенциала. Специальные тесты показали, что наиболее оптимальный уровень интеллекта здесь – чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выходить за рамки того, что заранее установлено, придумано, написано.
  3. Творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой творчество проявляется во всех сферах жизни.

С психологической точки зрения, творческий человек – это нестандартно мыслящий человек, который может посмотреть на проблему с разных сторон.

Интуиция для него так же важна, как и логика при принятии решений. Он не обязательно творческий человек в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи или музыку. Не только Ван Гог или Кафка, но и домохозяйка, которая изобрела новый, ненужный способ мытья посуды.

Главные составляющие креативности

Основные компоненты творчества были сформулированы и охарактеризованы известным американским психологом и исследователем творчества Эллисом Полом Торренсом. Он выделил 5 основных компонентов, которые можно использовать для определения степени креативности человека.

  1. Скорость мышления – это способность человека генерировать большое количество идей за короткий промежуток времени. Человек с таким навыком способен в течение минуты придумать более 20 оригинальных способов использования предмета, например, карандаша.
  2. Гибкость – это способность подходить к проблеме комплексно и применять различные алгоритмы и способы ее решения. Благодаря гибкости человек обладает способностью быстро выявлять связи с различными явлениями, распознавать закономерности, находить общие детали в, казалось бы, несовместимых объектах.
  3. Оригинальность – это способность человека генерировать уникальные, нестандартные или совершенно неожиданные идеи и отходить от установленных шаблонов. Оригинальность позволяет человеку преодолеть любую кризисную ситуацию.
  4. Разработка – способность завершить и развить все сгенерированные уникальные идеи. Эта черта характерна для различных инженеров и дизайнеров.
  5. Сопротивление закрытию – способность человека всегда оставаться открытым для получения новой информации. Это гарантирует, что человек не привязывается к одной из сторон объекта, а выбирает именно то решение, которое кажется ему наиболее подходящим. Такая черта характера и личности способствует постоянному расширению кругозора, а также накоплению полезной информации.

Польза креативности

Если вы осознаете свой творческий потенциал и, наконец, решите заняться творчеством, ваша жизнь преобразится, потому что вы сможете пересмотреть весь свой взгляд на жизнь и испытать больше положительных эмоций.

В жизни творчество может помочь вам:

выражать новые идеи

определить идеи, которые стоит воплотить в жизнь

выбрать наилучшие условия для обучения

научиться мыслить ясно и четко

решать проблемы с помощью оригинальных решений

стать более уверенным в себе независимо от вида деятельности

повышение эффективности сотрудничества с другими людьми

определить, к какому совету прислушаться, а к какой критике прислушаться

повышать собственную инициативу и успешность

следуйте за своим сердцем и воплощайте свои мечты в жизнь

Структура креативности

Как и любой другой навык, креативность – это набор личностных качеств. Можно выделить три группы индивидуально-психологических черт, обеспечивающих успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito в переводе с латинского означает “познание”, а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые занимают главное место в структуре творчества. К ним относится, прежде всего, особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд назвал мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нетемпоральным, а Т. Бьюзен – лучистым. Несмотря на различия в терминах, суть этого типа мышления одна – оно нелинейно, в отличие от однонаправленного, строгого и структурированного логического мышления.

Творческое мышление также отличается рядом характеристик, которые позволяют тем, кто им обладает, принимать нестандартные решения и генерировать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – это не только способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность и спонтанность нестандартного мышления;
  • Дивергенция – способность видеть различные направления и способы решения проблем;
  • Гибкость – способность переходить от одной проблемы к другой, искать ответы в разных областях знаний, что делает процесс мышления более эффективным;
  • Скорость – высокая скорость мышления и психических реакций в целом;
  • Ассоциативность – способность устанавливать связи и ассоциации между различными блоками информации и областями знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи;
  • Образное – преобладание и развитие образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме генерируются новые идеи.

Сочетание этих особенностей создает очень специфический способ мышления, характерный для художников. Это кажется странным, нелогичным, но это эффективно при решении сложной проблемы, требующей творческого подхода. Именно поэтому творческим людям часто бывает трудно решать тесты на интеллект, поскольку эти задания предполагают единственное, правильное решение. Творческий человек видит несколько решений и сталкивается с проблемой выбора.

Девушка сидит на полу вместе со своими рисунками
Творческое мышление присуще любому креативному человеку

Воображение

Еще одним важным когнитивным процессом в структуре когнитивного компонента творчества является воображение. Как процесс создания новых образов, он считается основой творчества, его внутренним стержнем. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая как совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и характеристиками, так и абсолютный бред. Никакая творческая деятельность невозможна без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие когнитивные процессы также играют важную роль, поскольку они обеспечивают получение и хранение информации – необходимого материала для творчества. Можно даже говорить об особом виде творческого восприятия, которое позволяет творческому человеку видеть в окружающем мире вещи, которые люди с низкой креативностью не замечают.

В психологии существует такое понятие, как чувствительность, или восприимчивость к стимулам или внешним воздействиям. Высокий уровень чувствительности является частью творчества. Творческие люди способны чувствовать даже самые незначительные изменения в окружающем мире – они могут видеть множество оттенков цвета, слышать множество нюансов звука, замечать перепады настроения окружающих их людей. Творческие люди открыты для любых новых знаний, которые приходят из внешнего мира или рождаются из их собственных мыслей. Эта чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но чувствительность можно развить, если захотеть, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творчество не ограничивается когнитивной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность творчества, но достигнет ли человек успеха в той или иной творческой деятельности, во многом зависит от его эмоционально-волевых характеристик.

С точки зрения эмоциональной сферы, творческих людей отличают следующие индивидуальные характеристики:

высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой

блеск и сила эмоций, что позволяет говорить о творцах как о людях с горящими сердцами

принятие мира и себя в нем, что в свою очередь приводит к высокой самооценке

способность использовать творческую деятельность как “лекарство” от плохого настроения, угрюмости и упадка сил

активная жизненная позиция, бескомпромиссность в отстаивании своей точки зрения, упрямство и даже настойчивость.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться из толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но, с другой стороны, постоянная высокая активность и интенсивность эмоций создают опасность “выгорания”, перегрузки нервной системы и своеобразной обратной реакции, которая часто выражается в апатии или даже депрессии. Это, к сожалению, случается с творческими людьми, если они не знают, как расслабиться, как снять эмоциональное напряжение.

Очень важно развивать волевые качества, которые играют важную роль в регуляции творческой деятельности.

Волевой компонент

В структуре творчества индивидуальные черты воли выполняют две функции: фасилитирующую и ингибирующую. Энергичность проявляется в поддержании активности, необходимой для реализации творческого замысла. Мало найти оригинальное решение, нужно еще воплотить его на практике.

Гениальная книга рождается в голове, но становится доступной читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра, а книга будет отредактирована, сверстана и напечатана. Каким бы важным ни было изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и произведений искусства остаются лежать на диване, так и не воплотившись в жизнь, потому что их создателю было лень это делать.

Именно здесь волевые качества необходимы для активизации продуктивной деятельности по реализации идей:

  • автономия;
  • инициатива;
  • решимость;
  • уверенность в себе;
  • настойчивость.

Способность и желание добиться успеха, несмотря на трудности, недоверие и скептицизм окружающих, – это то, что отличает творческих людей и без чего невозможна никакая продуктивная творческая деятельность. В конце концов, творчество – это создание нового, а к новому всегда относятся с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и стагнация оправданы, потому что новое не всегда безопасно.

Серьезный мужчина смотрит на наручные часы
Креативность также связана с чуткостью и остротой ума

Примеры креативного подхода

Чтобы дать вам представление о том, как творчество работает в повседневной жизни и бизнесе, вот несколько примеров.

Тюбик пасты

В середине 20-го века известная компания по производству зубной пасты Colgate искала способы увеличения прибыли. Рынок был перенасыщен, продажи достигли миллионов долларов, и казалось, что все варианты исчерпаны.

Проводились многочисленные круглые столы и мозговые штурмы, на которых предлагалось вкладывать больше средств в рекламные кампании, приобретать более мелких конкурентов и т.д. Все эти предложения не понравились руководству компании.

В результате одному из рядовых заводчан пришла в голову блестящая идея: увеличить диаметр горловины трубы. И вот что произошло. В результате расход одного тюбика зубной пасты сократился с двух недель до одного тюбика, что способствовало увеличению прибыли компании еще на 20%.

Кроссовки крупным планом

Компания Puma заплатила футболисту Пеле, чтобы он завязал шнурки на своих ботинках за несколько минут до начала финального матча чемпионата мира 1970 года между сборными Бразилии и Италии.

Этот эпизод, естественно, привлек внимание телекамер, и весь мир увидел легендарного футболиста, играющего в кроссовках Puma. Такой подвиг обеспечил компании небывалую популярность и успех.

Бром по 27 центов

Американский предприниматель Герберт Дау изобрел дешевый способ производства брома и основал компанию под названием Dow Chemical. Вскоре его продукция продавалась во всех американских штатах по 36 центов за фунт. Однако у Герберта не было возможности расширить свой бизнес, потому что весь мировой рынок тогда контролировался немецким картелем, который продавал свою продукцию по 49 центов за фунт.

Пока американские производители не допускались на европейский рынок, немецкий химический гигант оставался в Америке – таково было негласное соглашение. Но Герберт решил рискнуть и отправил первую партию своих товаров в Англию, которые хорошо продавались. Затем ему удалось наладить регулярные поставки.

Все шло хорошо, пока не начали поступать угрозы от представителей немецкого картеля. Дау проигнорировал их и продолжил свое рискованное предприятие. И немцы быстро превратили слова в действия. Вскоре немецкий бром был представлен на американском рынке по цене 12 центов за фунт. Целью картеля было уничтожение компании Dow.

Но американец оказался хитрее. Она полностью прекратила производство в США и начала тайно покупать дешевый немецкий бром. Доу упаковал его с этикеткой своей компании и отправил на продажу в Европу по цене 27 центов за фунт. Таким образом, ему удалось завоевать огромную долю европейского рынка и нарушить монополию немецкого картеля. Кстати, от этого выиграли только потребители.

Находчивый сосед

Однажды я нашел в Интернете забавную историю. Молодой человек жил в одной комнате общежития с неопрятным и неряшливым соседом. Он мог неделями не убираться, не мыть за собой посуду и т.д. В целом, своим присутствием он нанес серьезный ущерб жизни людей. Угрозы и уговоры не имели никакого эффекта.

Тогда парень придумал блестящий способ решить эту проблему. От имени девушки он зарегистрировался на сайте знакомств, куда часто заходил его сосед. Он загрузил красивую фотографию и начал разговор с ничего не подозревающим неряхой. Через некоторое время сосед пригласил свою “новую подругу” к себе домой, на что она согласилась. Тогда сосед взял себя в руки и буквально вытер комнату.

Как проверить уровень креативного мышления

Этот тип мышления делится на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление – это способность придумывать несколько решений одной и той же проблемы. Конвергентное мышление – это выбор лучшего варианта из уже имеющихся. Существует несколько тестов для проверки уровня креативности.

  1. Тест на словесное творчество Медника. Задумайте три слова и подберите к ним четвертое слово, которое связано с каждым из них. Например: “громко”, “медленно”, “шепотом”. Ответ: “говорить”. – “говорить громко”, “говорить медленно”, “говорить шепотом”. Постарайтесь найти оригинальные словосочетания и назвать как можно больше слов.
  2. Гилфордский тест на использование объекта. Посмотрите на предмет и придумайте новые способы его использования. Например, коробки из-под обуви можно превратить в органайзеры для мелких вещей, стеклянные бутылки – в подсвечники, а старый джемпер – в уютную лежанку для собаки.

Они оцениваются по следующим критериям:

  1. Гибкость. Сколько уникальных вариантов использования вы можете придумать.
  2. Оригинальность. Уникальность идеи можно определить субъективным методом – проведя тест в компании, проанализировав ответы и спросив мнение каждого участника. Или объективно, путем подсчета того, как часто тот или иной метод упоминается всеми участниками теста.
  3. Применение. Подумайте, насколько новая идея полезна в реальной жизни и насколько вероятно, что вы будете ее использовать.
  4. Скорость мышления. Подсчитайте общее количество уникальных, неповторяющихся вариантов. Каждый предложенный ответ должен иметь цель, которая не похожа ни на один другой
Психолог и подросток разговаривают сидя на диване
Существует множество тестов для определения степени вашей креативности

Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.

  • Желание быть как все, не выделяться, быть похожим на других.

Такое отношение создает шаблонное восприятие, и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов, отличных от уже существующих, ослабевают. Эта проблема зарождается в детстве, когда детей учат быть такими же, как все.

Или когда идеи ребенка подавляются сверстниками или отвергаются родителями. Поэтому никто не хочет быть черной овцой, выделяться среди остальных, и есть желание быть как все.

  • Цензура. Внутренняя критика собственных идей.

В этом случае человеку трудно воспринимать свои идеи всерьез, потому что их подавляет внутренний цензор. Это также идет из детства, когда люди воспитываются слишком строго авторитарными родителями, которые запрещают им все.

Постепенно это входит в привычку, формируется множество внутренних запретов, создается внутренний цензор, который начинает все запрещать. Это происходит бессознательно.

  • Нетерпение. Желание решить проблему в кратчайшие сроки.

Многие творческие решения приходят не сразу, они требуют времени, когда человек привык решать проблемы быстро, тогда ему трудно быть творческим.

  • Трудность в отказе от привычных методов и подходов.

Говорят, что привычка – это вторая натура. И наш разум активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся образом мышления.

И когда мы сталкиваемся с вопросом, для которого нам нужно найти новые идеи, мы склонны возвращаться к похожим решениям, шаблонам, нашему привычному опыту.

Эта тенденция мешает нам находить новые идеи, потому что они находятся вне шаблонов, они там, где у нас нет опыта.

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие продуктивности происходит от английского слова “productivity”. Первоначально он использовался в сельском хозяйстве и животноводстве для выявления наиболее плодовитых особей и тех, кто производит потомство. С развитием промышленности этот термин стал применяться к производству – в русском языке аналогом стал термин “производительность”. Сегодня термин “продуктивность” используется для оценки творческого потенциала человека, который является отражением его способности производить объекты творчества.

Кроме того, эта концепция используется и в области личностного развития. В этом случае его можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Производительность – это способность человека производить определенное количество чего-либо или выполнять определенное количество действий за определенное время.
  2. Производительность обычно измеряется в числовых и количественных показателях, но нередко ей придается и эмоциональное значение.
  3. Следует также отметить, что продуктивность – это не врожденная, а приобретенная черта человека, а значит, ее можно назвать навыком, который можно развивать и совершенствовать. Более того, если человек продуктивен, это будет проявляться во всех его действиях.
  4. Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, которых человек достигает и получает удовлетворение и радость от того, что он делает.

Гибкость мышления

Гибкость мышления – это способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся исходный материал, а также быстро менять мышление и поведение в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления означает, что человек может воспринимать любую конкретную ситуацию по мере ее развития и прогнозировать ее вероятный исход. Обладая гибкостью мышления, человек способен находить наиболее быстрый выход из сложных ситуаций и правильные решения трудных проблем, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий этой чертой, способен мыслить объективно и адекватно воспринимать происходящее вокруг него.

Гибкость мышления особенно важна для творческих людей, поскольку позволяет им постоянно находить новые идеи. В случае с исследованиями и преподаванием эта черта делает их во много раз более эффективными. То же самое относится и к бизнесу: если человек не обладает способностью быстро и гибко мыслить, успех маловероятен. А вместе с такими качествами, как дипломатия и дипломатичность, гибкий ум позволяет избегать любого противостояния, конфликтных ситуаций, а также грамотно решать споры и вести переговоры.

Оригинальность мышления

Оригинальное мышление – это способность человека придумывать новые, необычные и неожиданные идеи, которые существенно отличаются от уже известных, банальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Многие специалисты считают оригинальность одной из главных характеристик творческих людей.

Следует отметить, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, учебной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Женщина радуется успеху на работе
Оригинальность мышления – это фактические главенствующий показатель креативности

Умение решать сложные проблемы – это особый навык, который состоит из двух компонентов – аналитического и практического. Аналитический компонент отвечает за анализ и оценку проблемы, разработку вариантов ее решения. Практический компонент отвечает за фактическую реализацию решения, переход от теории к практике.

Характер решения любой проблемы всегда зависит от специфики ситуации. Однако самое главное – сначала собрать информацию о реальной проблеме, и только потом, имея на руках фактические знания, переходить непосредственно к ее решению. В некоторых случаях, которых становится все больше, наиболее подходящее решение может быть найдено только с помощью творческого подхода.

Способность решать сложные проблемы обладает уникальным качеством – поскольку это навык, его можно развивать и культивировать всеми возможными способами. Более того, чем сложнее задача, которую ставит перед собой человек, тем большим потенциалом решения проблем он начинает обладать.

Умение решать проблемы, как и другие, о которых мы говорили выше, очень важно для человека в повседневной жизни, поскольку проблемы систематически возникают абсолютно в каждой сфере жизнедеятельности: творчество, наука, бизнес, социальная работа, техническая работа и т.д.

Давайте повторим и напомним себе, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также способность решать сложные проблемы подвержены развитию. Поэтому любой человек, желающий повысить свою личную продуктивность и эффективность и развить свои личные качества, включая креативность, может приложить усилия для развития вышеупомянутых качеств.

10 способов усилить свою креативность от психолога

Вот несколько простых советов, которые помогут вам развить свои творческие способности и вывести восприятие реальности на новый уровень.

Укротите внутреннего критика

Внутренний критик, наряду с ленью и промедлением, является главным убийцей оригинальных, нестандартных идей. Если вы хотите развивать креативность, вы должны научиться отключать ее или, по крайней мере, делать менее строгой.

Помните: каждая новая идея поначалу может показаться абсурдной. Так работает наш мозг! Это неисправимый консерватор. Он всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления и экономить энергию и время.

Ищите несколько способов решения проблем

Никогда не ограничивайтесь только одним способом решения проблем, а старайтесь найти как минимум 2-3. Этот совет применим не только к определенным интеллектуальным задачам, но и к повседневным домашним делам.

Например, нужно расставить мебель в комнате так, чтобы она была удобной и эстетически привлекательной. Даже если вы найдете идеальный, с вашей точки зрения, вариант, не спешите его реализовывать. Попробуйте придумать еще несколько, чтобы вам было из чего выбирать.

Эта привычка станет отличным трамплином для развития вашего творчества. С каждым разом решения будут становиться все более актуальными и продуманными. Ваш мозг освободится от оков критики, и вы начнете больше доверять ему.

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно запомнить рецепты многоярусных блюд и покрасить каждый этаж в свой цвет.

Не игнорировать случайные мысли

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не может найти решение. В таких ситуациях происходят спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Такими вещами не следует пренебрегать. Если они происходят ночью, их следует записать. Иногда такие вещи, приходящие извне, содержат ценные полезные мысли.

Начните пользоваться второй рукой

Правая рука большинства людей является ведущей. Он более активен, используется чаще, совершает более быстрые и точные движения. Правая рука управляется левой частью мозга. Он также отвечает за наше аналитическое мышление. Но воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект – это прерогатива правого полушария мозга. Выполнение обычной повседневной деятельности левой рукой время от времени улучшает ее функционирование и творческие способности. Леворукие люди также могут извлечь пользу из этого упражнения. Использование правой руки пробуждает мозг и активизирует его.

Рисование от руки само по себе является упражнением в творчестве. Приготовьте белый лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте простой пейзаж. В идеале он должен состоять из несуществующих деталей. Затем сделайте перерыв на пять минут и повторите тот же рисунок, но уже другой рукой. Или возьмите карандаш в правую и левую руку и попробуйте нарисовать бабочку, создавая зеркальное отражение. Руки могут двигаться одновременно или поочередно. Если это задание не получается, начните с более простого: обведите уже готовые симметричные иллюстрации по пунктирным линиям.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс проходит поэтапно – подумайте, можно ли поменять местами, например, B.C.A.D. вместо обычного A.B.C.D.

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является конкретный продукт, явление или услуга. Какие дополнения могли бы сделать его более конкурентоспособным? Когда-то давно портные изобрели карман как элемент одежды, желая не только украсить платье, но и придать ему функциональность. Благодаря этому сегодня у нас есть возможность носить различные мелкие предметы в брюках и куртках.

Расширяйте кругозор

Полезно наполнять свой мозг новой информацией. Знания – это питательная среда для творчества. Чтобы сформировать что-то качественно новое, вам нужен необходимый материал. Какими бы революционными ни были ваши идеи и решения, они основаны на предыдущем опыте, который необходимо учитывать.

Поэтому начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, или просто знания, которые вас интересуют. Читайте книги, смотрите новостные программы, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполните свой интеллектуальный сосуд знаниями, и через некоторое время он начнет бурлить новыми идеями.

Ищите необычное в обыденных вещах

Научитесь всегда смотреть на мир свежим взглядом. Как будто вы маленький ребенок и только начинаете знакомиться с ним. Замечайте детали, которые раньше были скрыты от вашего взгляда, заглядывайте за занавес обычных вещей и находите в них маленькие секреты, о которых мало кто догадывается.

Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. В этот момент оторвите взгляд от экрана и оглянитесь вокруг. Не сводите глаз с определенного объекта и внимательно смотрите на него. Что интересного вы можете о нем рассказать? Имеет ли он необычную форму или интересный цвет? Или он напоминает вам экзотическое животное? Проявите неподдельный интерес и воображение, и вы обязательно найдете что-то, что привлечет ваше внимание.

Будьте азартны

Я не говорю об азарте, который заставляет вас спустить все деньги в казино. Я говорю о позитивном волнении, которое помогает вам относиться к жизни как к захватывающей экспедиции. Человек с таким типом возбуждения, воспринимает жизнь с интересом и любопытством, принимает все ее вызовы, не избегает препятствий. Каждая проблема для него – возможность проверить свои силы.

Вы должны любить процесс поиска решений проблем, находить в нем красоту. Не отчаивайтесь от безнадежности, а испытайте драйв и приятное возбуждение от того, что вы можете принять вызов. Такой образ мышления поможет вам развить творческий потенциал, который будет расти с каждой встречей с проблемами.

Девушка ученая пишет формулу вычислений на доске
Личностный рост и саморазвитие могут помочь вам в повышении вашей креативности

Упражнения для развития креативности

Долгое время вопрос о развитии творческих способностей вообще не рассматривался, поскольку эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики, есть люди, которые более предрасположены к творчеству. Однако сейчас психологи доказали, что креативность в большей или меньшей степени является врожденной характеристикой всех людей. Можно сказать, что способность к творчеству является одной из основных характеристик человеческого вида. Она обеспечивает прогрессивное развитие цивилизации.

Но, тем не менее, творческий потенциал у всех разный, и не у всех в детстве были благоприятные условия для его реализации. Поэтому развитие креативности является достаточно актуальной проблемой.

С середины двадцатого века психология активно разрабатывает методы развития креативности. Большинство тренингов направлено на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности находить оригинальные решения.

Нестандартный и нешаблонный характер творческого мышления определил оригинальность упражнений для его развития, которые часто напоминают игры. Я представлю вам несколько таких упражнений. Начиная работу, помните, что творчество лежит за пределами строгих границ классической логики. Цель этих упражнений – освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенных путей обыденности.

“Увидеть необычное”

Это упражнение можно выполнять дома на диване, за компьютером, по дороге на работу и на досуге в офисе – где угодно. Оглянитесь вокруг. С первого взгляда вас окружают привычные, знакомые люди и знакомые детали интерьера. Но на второй или третий взгляд?

Сосредоточьтесь, присмотритесь, и вы обязательно заметите что-то необычное или интересное. На вашем столе небрежно брошенные ручки и карандаши складываются в буквы, знаки, руны. Как вы думаете, что это значит? А вот осенний лист, плавающий в луже. Куда он направляется, какие приключения его ждут?

Считаете ли вы, что вокруг вас не происходит ничего необычного? Напрасно. Отбросьте свои мысли, запертые в клетке рациональности, дайте волю воображению, присмотритесь – и вы обязательно увидите много удивительных вещей.

“Дизайнер”

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер вашей квартиры. Откуда вы черпаете свои идеи? Они буквально рассыпаны вокруг нас, только нужно дать свободу мысли, сойти с проторенной и скучной дорожки логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, ветку сосны, мобильный телефон. Теперь извлеките из этих объектов их свойства – цвет, материал, запах, функцию и т.д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в дизайне интерьера.

Например, стены детской комнаты могут быть окрашены в лимонно-желтый цвет, а гостиной – в зеленый цвет хвои. Стеновые панели на кухне могут быть деревянными и ребристыми, как рубашка-карандаш, а в гостиной может быть сенсорная панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще особенности этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

“Расфокусировка”

Творческое мышление не терпит никакого насилия или принуждения. Эта область тесно связана со спонтанностью и вдохновением, поэтому прямые методы воздействия на нее не работают. Бывают моменты, когда вам нужно придумать креативную идею здесь и сейчас, но ваш мозг просто сопротивляется. В этом случае нельзя давить на него – наоборот, нужно постараться отпустить.

Как вы это делаете? Примите удобную, расслабленную позу и начните принимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Прислушайтесь к звукам, почувствуйте запахи, осмотритесь. Ваш мозг будет пытаться сосредоточиться на одной модальности – не давайте ему такой возможности.

Через некоторое время он рассеется и достигнет состояния, похожего на транс. Ваша задача – продержаться в нем как можно дольше. В этот момент открывается окно в бессознательное – настоящая сокровищница оригинальных и революционных идей.

“Любимая мелодия”

Я думаю, что у каждого из нас есть музыка, которая ему нравится, которую он слушает в минуты грусти или радости. Вспомните эту песню и опишите ее. Легче всего описать музыку на языке эмоций, потому что она передает настроение в чистом виде. Здесь есть радостные и грустные, веселые и спокойные мелодии.

Но мы хотим развить нестандартное мышление, поэтому мы опишем мелодию на другом языке. Например, расскажите нам, какого цвета ваша любимая мелодия. Возможно, в нем много оттенков. Каковы они? Как они сочетаются и переплетаются, создавая цветовое полотно. Холст… Из какого материала сделана ваша мелодия? Может быть, из весенней травы и талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или, может быть, красочные рождественские консервные банки?

Не бойтесь мечтать, воображение активизирует наше мышление и позволяет видеть мир шире, разнообразнее и увлекательнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои собственные, и вы убедитесь, что развивать креативность не только полезно, но и очень увлекательно, это позволяет расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональной деятельности.

“Обратная перемотка”

Научитесь строить логические цепочки не только в прямом, но и в обратном направлении. Например, вы столкнулись с определенной ситуацией. Подумайте, какие события, ходы и действия могли привести к этому.

Для тренировки можно использовать шахматную доску. Расставьте фигуры в хаотичном порядке, затем попытайтесь “перемотать” игру назад и представить, какие ходы могли привести к такому расположению.

“Аббревиатуры”

Выпишите несколько слов на 3-5 букв. Теперь думайте о них как об аббревиатурах, значение которых вам нужно объяснить. Вот несколько примеров:

NOS – советы, основанные на науке

BOX – Боевая команда “Красные ласточки”

HALL – заметки анонимного лектора

“Непонятные фотографии”

Наберите в поисковике фразу “obscure photos” и выберите несколько самых странных фотографий. Постарайтесь придумать логичное и правдоподобное объяснение тому, что вы видите на картинке. Хорошо, если вы сможете придумать несколько.

“Любимая песня”

У каждого есть своя любимая песня или мелодия. Ваша задача – запомнить и описать его. Но описание должно быть каким-то другим. Поначалу старайтесь использовать только визуальные образы. Какого цвета ваша любимая песня? Если в нем переплетаются несколько цветов, попробуйте воссоздать изображение целиком. Подумайте, на что это похоже. Может быть, холодный, заснеженный горный пейзаж? Или натюрморт из сухих осенних листьев, пронизанный ностальгией по лету?

После того как у вас есть четкий и яркий визуальный образ, добавьте кинестетические ощущения. Как ваша любимая песня ощущается на вашей коже? Как солоноватые морские капли, стекающие вниз? Или как ледяной ветер, пронизывающий до костей? Или мягкое прикосновение пушистого хвоста вашей любимой кошки?

“Сценарист”

Начните смотреть фильм, который вы еще не видели. Когда вы пройдете половину пути, остановите передачу и попытайтесь придумать сюжетные события. Подумайте, что произойдет с героями, будет ли конец счастливым или печальным.

Вот небольшая шпаргалка по вариантам, которые вы можете использовать. Итак, придумывайте:

  • максимально реалистичную историю;
  • забавную историю;
  • трагическую историю;
  • историю ужасов.

А затем посмотрите остальную часть фильма и сравните свой выбор с оригиналом.

Адепт полоил магические предметы на своем столе
Расширяйте свой кругозор – это поможет мыслить креативнее

Примеры креативных людей

Юрий Гагарин

Астронавт, который с улыбкой на губах одним жестом обнял небо и человечество. Он доказал, что межзвездное пространство осязаемо, а человеческий гений вечен. Однажды наша планета прекратит свое существование, но будущие поколения, живущие в других галактиках, навсегда сохранят в своих сердцах добрую память о прародителе-победителе.

Сергей Павлович Королёв

Самый гениальный человек, который существовал на нашей планете. Он был удивительно скромным и добрым. Его идеи пережили тысячелетия, а его любовь к простым людям – яркий пример бескорыстного служения во имя мира на Земле.

Леонардо да Винчи

Великий ученый, писатель, архитектор и художник, он первым понял, что человеческий разум и возможности безграничны. Его любили окружающие за порядочность, остроумие и доброту. Каждый день своей жизни он посвятил строительству на благо каждого смертного.

Прошло пять веков, но еще много веков спустя человечество будет помнить его Мону Лизу, чертеж для строительства Лондона, витрувианский рисунок человека идеальных пропорций и спасательный пояс, панацею от утопающих и символ праздников.

Виктор Гюго

Великий французский классик, открывший миру тайну истинных понятий добра и зла.

Его роман “Отверженные” привел меня к простой и ясной мысли о том, что мы должны не тратить свою жизнь на критику всего и всех, а совершенствовать себя, если считаем себя гражданином с большой буквы.

Образы героев, их пороки, стремления и поступки взяты из холодной, мрачной действительности Франции первой половины XIX века. Не все со мной согласятся, но я никому ничего не навязываю. Эта книга должна быть на столе у каждого. Постарайтесь решить проблему Жана Вальжана и развеять его сомнения. Не многим людям было доверено это задание.

ТОП-5 книг по развитию креативности

Я предлагаю прочитать следующие книги для развития творческих способностей:

  • Д. Приключения Робинзона Крузо” Дефо;
  • Г. Форда “Моя жизнь, мои достижения”;
  • Ж. Верн “Капитан Немо”;
  • В. Гюго “Отверженные” (Les Misérables);
  • Я. Голованов “Королев. Хроника”.
Поделиться с друзьями
Светлана Коваленко

Светлана Коваленко

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Коваленко и я являюсь частным клиническим психологом с 2005 года. Успешно помогла десяткам клиентов в решении их внутренних проблем. Считаю своим долгом дать открытый доступ к полезной информации публике для того, чтобы улучшить эмоциональный фон и ментальное здоровье наших читателей.

Диплом Светлана Коваленко
Сертификат Коваленко
Сертификат Светлана Коваленко

Читайте мои статьи:

Оцените автора
PsychoSpace.ru
Добавить комментарий